При дальнейшем просмотре фильма бросается в глаза (точнее, в уши) манера произношения Чэзом (Фоксом) имени героини Аниты — Фербер… звучит на кокни как Фарба (укр. «краска»). Когда Чэз переодевается для съемки фотки «Поляроидом», то на вешалке слева висит все тот же «халат звездочета» от Брайана.
Анита лежит на кровати в парике и говорит Чэзу:
- Go to Boris… give a shot (искаженное — иди к Борису… ширнись). По Вики, нижеследующую песнь Джон Энтуистл написал после пьянки с Биллом Уайменом. В ней слова: «Creepy, crawly» (гадкий, ползучий). Отец режиссера фильма, Чарльз Ричард Кэммелл, писатель и поэт (род. в 1890, дату смерти найти не удалось) был близким другом Алистера Кроули и написал его первую биографию (издана в 1962, затем в 1969).
Тем временем Джаггер исполняет на гитаре попурри из двух песен Роберта Джонсона: «Come to My Kitchen» и «Me & The Devil Blues» со словами: I said, hello Satan, I believe it’s time to go («Я сказал, привет, сатана, кажется, пришло время уходить»).
Тернер обзывает Чэза перед Анитой:
- He’s a bogie man (тройная аллюзия: на песню Джона Ли Хукера «I’m a Boogie Man»- англ. «Я — бука», впрочем. на сленге это обозначает, скажем так, любителя секса; «bogey man» — «сортирный человек» – выражение использовано позднее в соло-песне Джона Энтуистла из «The Who»; и англо-русская игра слов: «bog» (сортир) - бог (рус.).
В сцене у свечи Чэз «припоминает» Тернера:
- I’ve seen him, yes…. it was a случий.
После того, как Чэз бесится, что Анита накормила его грибами, Тернер говорит что-то полушепотом ему, добавляя:
- …любимий…
После чего Анита, лежа на диване в парике, говорит:
- He’s beautiful (что вполне подходит по смыслу).
Далее — хрестоматийное выражение Тернера:
- Nothing is true (Все — неправда; вариант: «Ничто — это истинно»)
и Аниты — Фербер:
- Never trust an old man, a showman… they are all old wankers.
- Никогда не доверяй старику, шоумену… это куча онанистов.
В сцене на постели, когда Чэз уворачивается от заигрываний Аниты, та шутливо кричит:
- I’ll introduce you to ИК, the light god!
- Я представлю тебя к Ику, богу света!
На тюркском «Йик» — река. А также эскимосский город на Аляске. Но ближе всего к англ. «Wick» (на сленге — мужское достоинство; также — название первого особняка Ронни Вуда в Ричмонде с видом на Темзу, который он отдал бывшей жене Крисси при разводе в 1978. Он был построен в 1775-м архитектором Ричардом Милном… о май гад, и тут тень Брайана!)
После того, как Чэз встает и начинает обзывать Аниту, та заводит гневную речь против его «нормальности», и в её финале восклицает со своим чудовищным акцентом:
- It’s stark ! (Это голяк). И повторяет тут же, громко, с яростью:
ТАК!
Затем около минуты читает полушепотом нараспев отрывок, в котором ясно слышно:
…trying to pisda…
Во время песни Тернера сидящий гангстер говорит:
- It was Mach Shau! (экивок гамбургскому периоду Битлсов ?)
В постели, когда героиня Мишель Бретон играется с револьвером, Анита называет ее Сюзи (далее окажется, что она — Люси). Тут видим очередное пересечение с вещью Билла Уаймена «Downtown Suzie/ Sweet Lucy», записанной в тот период «Роллингами»!
В сцене обнимашек Мишель и Чэза она говорит по-французски:
- Je sais pas (Я не знаю)… контекст не удалось уловить.
Она ловит муху под носом у Чэза, тот спрашивает ее, что это ? «Муха», — отвечает она.
Примечательно, что в реальной жизни Бретон носила кличку «Муш». На момент съемок (1968) ей было 17 лет, и к тому времени она уже снялась в эпизоде фильма Жан-Люк Годара «Уикенд» (1967). По слухам, около года она была любовницей Кэммелла в «менаж а труа» с Деборой Диксон (см. ниже). Если верить биографу «Стоунз» Роберту Гринфилду, в конце 1971-го она посетила с визитом виллу Китяры «Неллькот» во Франции. Далее последовало увлечение героином, приведшее ее на Ближний Восток (так, она долго жила в Кабуле, где — по легенде — ради дозы морфия продала свои документы и паспорт). Тот же Гринфилд в статье для «Rolling Stone» в 2006-м назвал её увлечение наркотой «фатальным». Значит ли это, что Мишель нет в живых ? Родимый наш Гугль не выдает никаких следов упоминания ее смерти. Если верить автору Мику Брауну, в 1999-м она (еще?) была жива.
Мишель протягивает ему засушенное чучелко круглой тропической рыбы и говорит:
- It’s a popa, isn’t it ?
Затем дарит ему перстень со словами:
- You must take this… This is a malchik one (Ты должен взять это… он мальчиковый).
Чэз спрашивает ее:
- Как тебя зовут ?
- Люси.
В ванной Мишель спрашивает его, куда он собирается (приехали гангстеры, чтобы забрать Чэза на расправу).
Тот говорит на самом жутком кокни:
- We’ll have a party. Причем на слух очень похоже на украинское прилагательное «кирпата» (курносая – типа, смерть или Анита ?).
Люси просит забрать ее с собой. Он отвечает на англ. и франц.:
- Forget.. et puis (забудь… и после).
В финальной сцене с Тернером, перед его убийством, он входит к нему в спальню со словами вроде «К…убиет».
На «Роллс-Ройсе» гангстеров, куда садится Чэз, номер: EUC 1 DOC (звучит как equando — итал. «и когда»)
В титрах в числе музыкантов упомянут(а) Amiya Disgupta — явный фейковый персонаж, так как реальный Амия Кумар Дасгупта (1903-1992) — это известный индийский экономист.
Ну и напоследок, откуда растут украинские и русские слова в фильме: коуч диалогов и технический консультант — Дэвид Литвинофф (1928-1975). Это был «знаток бандитской жизни лондонского Ист-Энда» и фанатичный коллекционер блюзовых записей. Его мать — русская еврейка, эмигрировавшая из Одессы после еврейских погромов 1913 года. Она вышла замуж за отца Дэвида — Соломона, после гибели своего первого мужа, «присоединившегося к русской армии в 1917-м» (Вики), чью фамилию Дэвид, собственно, и носил. В антураже «Стоунз» он появился в районе ареста Мика-Кита в 1967-м, когда взял на себя риск узнать по своим каналам, кто же навел полицию на вечеринку «Стоунз». В то время Литвинофф жил в здании «The Pheasantry» на 152 Кингс-роуд; в 70-х там располагался ночной клуб, носивший неофициальный «гейский» статус , в котором прошли первые концерты «Queen». Интересно, что в 1916-1930 годах в здании располагалась балетная школа Серафины Астафьевой, внучатой племянницы Л.Н.Толстого и жены Иосифа Кшесинского (солиста Мариинки и старшего брата Матильды). В 1968-м не очень далеко оттуда снимал квартиру Брайан Джонс — на 15 Ройял-авеню; её соединял с Кингс-роуд крошечный проулок, перекрытый в 1970-м.
Сводными братьями Дэвида были писатель Эммануил Литвинофф и историк Барнет Литвинофф. Ко всему, Дэвид был геем, и его шрамы в уголках рта были, по легенде, нанесены ему любовником по имени Ронни, одним из «близнецов Крэй» — лондонских криминальных авторитетов, арестованных и приговоренных к пожизненному заключению в 1969-м. Впоследствии на почве блюза Литвинофф сблизился с Эриком Клэптоном, также снявшим студию в экс-школе Астафьевой.
И последний привет из Марракеш: консультантом по костюмам выступает Дебора Диксон, модель из Техаса, подруга режиссера «Перформанс» Дональда Кэммелла. Она была попутчицей Брайана, Кита, Аниты и Тома Килока в Марокко на авто той достопамятной весной 1967-го, когда Джонс остался в больнице в Тулоне, а Палленберг впервые переспала с будущим Человеком-Риффом…
И финальная правда о Дональде Кэммелле: после этой ленты он снял лишь 4 фильма, причем при его жизни в прокат вышли лишь 2… когда продюсер изрядно порезал его последний фильм «Wild Side» (главным образом секс-сцены), Дональд впал в депрессию и 24 апреля 1996 года застрелился. Его жена, актриса Чайна Конг (познакомилась с ним в возрасте 14-ти лет, а спустя 4 года тот сделал ей предложение) вспоминала, что перед смертью он просил принести ему зеркало, чтобы удостовериться, будут ли его раны столь же достоверны, как и в финальной сцене «Перформанс».
Единственный сын Кэммелла — Акорис: сравни с древнеегипетским фараоном Позднего Царства Ахорисом; также — древний город на заадном побережье Нила. Известен так называемыми «гробницами Фрэйзера» — 3-х км некрополем хранителей останков царской семьи и жрецов богини Хатхор; построены во время царствования фараона Менкаура (4-я или 5-я династия Древнего царства). Древнейшее изображение Хатхор — покровительницы музыки, женской любви и материнства (в виде коровы) начертано на старейшем памятнике Древнего Египта додинастического периода — палетке Нармера (3200 год до н.э.).
Для тех, кто в танке: Кэммелл, будучи последователем Кроули, увлекался церемониальной магией Древнего Египта и снялся в роли Осириса в фильме Кеннета Ангера «Lucifer Rising» (при участии Марианн Фейтфулл — эпизод с ней снимался в начале 70-х, во время ее героиновой зависимости, а также Джимми Пейджа и, по слухам, Аниты).