Одинокий босс «Стоунз»

Оригинальный материал для перевода нам предоставил скульптор и продюсер лейбла «Trail Records» Александр Цалихин (Нью-Джерси, США), которому сайт выражает искреннюю благодарность.

В то время как он едва закончил работу над своим первым соло-альбомом, Джаггер обозревает свое прошлое, будущее и их влияние на соратников и детей.

Rolling Stone”, 14 февраля 1985

Кристофер Коннелли

Мик Джаггер, кажется, просто не может сидеть без дела. Усевшись перед  консолью в студии “Power Station” в Нью-Йорке, он возится с лентами бумаги, на которых написаны названия песен его первого сольника “She’s The Boss”. Он перекладывает их снова и снова  в поисках идеальной последовательности. Потом, лишь только мастер-ленты упорядочены, он встает со стула и, потрясая задом, начинает открывать рот под фонограмму и играть на «гитаре из воздуха». Для кого-то, столь одиозно обыкновенного вне сцены, этот парень кажется довольно взвинченным. Это не просто пластинка, которая в эти дни подпитывает его хорошее настроение. 41-летний певец ныне — действующий отец своих трех дочерей: Кэрис (13, от певицы Маши Хант), Джейд (14, от Бьянки Джаггер) и совсем маленькой Элизабет Скарлетт (от Джерри Холл). Он и Холл, кажется, тяготеют к проращиванию побегов, но более старшие две уже отданы в британскую школу-пансионат. «Для воспитания детей Нью-Йорк – это ужасное место», — говорит он со скорбью в голосе.

Джаггер – это, конечно, самый широко освещаемый из ныне живущих исполнителей в истории рок-н-ролла, а еще он весьма поднаторел в искусстве уклоняться от прямых ответов. Он может быть и грациозным (пожимает твою руку, когда вы знакомитесь), и бесцеремонным (… но не когда прощается). В сущности, это все бизнес – кое-что, в чем Мик Джаггер еще очень хорош.

- Я слышал, что на твоей пластинке хотел сыграть Пол Маккартни – в треке “Hard Woman”, в котором уже был задействован Пит Таунзенд.

- Ну-у… я делал кое-какие наложения записи с Питом в Лондоне, а Пол работал над “Broad Street”. На самом деле, это была эта диско-штучка, над которой он работал.

- Диско-версия “No More Lonely Nights” ?

- Да, которую я с тех пор не слышал.

- Ты везунчик.

- (смеется) Мне приходится выбирать выражения, чтобы меня не приняли за зануду злоебучую, потому что если вхожу в подобный настрой, то рано или поздно это выйдет наружу. Но к тому времени я уже завершил все треки.

- Он пришел с бутылкой коньяка или чего-то ?

- Это был мой день рождения, вот почему! Это было реально мило. Со мной Пол всегда очень вежлив и приветлив. Он сказал: «Я никогда раньше не записывал диско-микс», и я типа как очень начальственно сказал: «Ох, ну… вау» (смеется). Я хочу сказать, это правда, я сочинял их в 1978-м: “Miss You” с Бобом Клирмаунтином.

- Конечно, он записывал соло-пластинки в 1970-м. Почему (у тебя) соло-пластинка сейчас ? Что указало на верный выбор момента ?

- Я только что завершил писать альбом «Стоунз», и он еще не вышел; я просто записал кучку клипов; и я только что по-быстрому написал кучку песен, когда был на Карибах. И вот, я записал несколько демок, и демки вроде как неплохо получились.

- Должно быть, в качестве смены обстановки было весело работать с новыми музыкантами.

- Ага. Я начал со Слаем (Данбаром) и Робби (Шекспиром) и всеми людьми, которых я знал, реально. У нас был Джефф Бек, и вначале у нас был Ян Хаммер, а потом у меня был Чак Ливелл и Эдди Мартинез – он гитарист. И в балладе (“Hard Woman”) у нас был Тони Томпсон – он был с “Chic”. Херби Хэнкок сделал несколько наложений. И Пит Таунзенд сыграл на акустической гитаре.

- Ты написал эти песни именно так, как ты делаешь это для «Стоунз» ? Не бодаешься ли ты немного  с Китом обычно ?

- Обычно, я «добиваю» их с людьми, с Китом. Иногда я записываю что-то на бумагу и говорю: «Эй, а вот это оно». Или иногда  я говорю: «Ну, это реально может прозвучать с бриджем». На этот раз я реально пытался их доделать.  У меня они получались гораздо более готовыми, чем это могло быть со «Стоунз», потому что со «Стоунз» — с любой группой – большое преимущество в том, что в мелодиях они для тебя обмениваются некими «пасами». Но нельзя реально ждать от парней, что вы должны сделать «то-то». И даже несмотря на то, что я зафиксировал демки, это было неважно, потому что парни, с которыми я работал, были очень вовлечены в процесс. Они не были такими, вроде: «О да, спасибочки». В этом плане они реально особо не отличались от работы со «Стоунз».

- Для тебя как вокалиста, в чем разница между пением с парнем вроде Бека и пением с Китом и Ронни ?

- Не слишком пропасть разницы, реально. То есть, Джефф в очень большой степени музыкант-лидер, он не любит играть «партию» снова и снова, что делают Кит с Ронни. Это большая разница. Но затем, чтобы играть «партии», у меня был Эдди. А потом, похожесть в том, что очень немногие гитаристы  сыграют одно и то же соло дважды, так что лучше всего это понять и принять. Понимаешь, есть определенный момент, когда тебе необходимо поймать тот «жар», ту «вспышку».

Конечно же, я знаю Кита и Ронни гораздо лучше, чем я знаю Джеффа, хоть я и знаю его многие годы. Но я не в той же степени подстраиваюсь к нему или другим музыкантам, когда они реально «включаются», вне зависимости от того, будет ли этот парень играть вечно именно так, да  и еще лучше и лучше, или же он просто пытается  сыграть это с одного раза и смыться.

- И каким же оказался Бек ?

- Очень терпеливым. И очень трудолюбивым. Я уходил домой, скажем, часа в два ночи, и он еще был там. Это не есть плохо.

- Возвращаешься ли ты назад и слушаешь свои старые записи ? Ты упомянул “Shattered” как песню, которой ты особенно гордишься.

- Ага, я считаю, что она реально хороша – типа немного необычна. На том альбоме (“Some Girls”) немало песен, которые я считаю хорошими. Мне по-прежнему нравятся вещи вроде “Miss You”. Я думаю, что в ней есть направленность и некое чувство. Что-то такое есть во всем альбоме.

- В свое время ты считал ее твоей лучшей пластинкой, что ты записал со времен “Let It Bleed”.

- Ага, я думаю, что это наверняка так. То есть, “Tattoo You” была насыщена неким хорошим материалом: кое-что из него было довольно старым, а кое-что – и не старым. Думаю, что “Start Me Up” была хороша.

- Она просто лежала чуть в глубине кладовки ?

- Вообще-то она была с “Emotional Rescue”. Она просто лежала под спудом, и никто ее не замечал. Там было что-то около сорока дублей. И был такой момент, по-моему – это что мы превратили ее в реггей-песню после, скажем, дубля 12, и сказали: «Ну что, возможно, в следующий раз». Я использовал дубль 2. И я нашел его, склеил воедино… Это была одна из как бы Китовых песен…  я сочинил слова, наложил их, и Кит сказал: «Невероятно, это просто чума».

- Только что опубликованы две новых книги о группе: «Симфония для дьявола» Филипа Нормана и «Танец с дьяволом» Стэнли Бута. Читал ли ты хоть одну из них ?

- В мире есть множество книг, которые я бы хотел прочитать помимо книг обо мне или о «Роллинг Стоунз». Вещь Стэнли Бута, наверное, неплоха. По крайней мере, он на самом деле знал «Стоунз», и я знаю его. В той же мере, что Филип Норман не знает «Роллингов», я бы не узнал его, если бы он сейчас зашел сюда. Я читал несколько фрагментов из нее, с сенсационными штучками среди них. Это выглядит довольно отстойно.

-  Обе книги отчетливо и не впервой проходятся по некоторым из более «фальцовых» сторон активности «Стоунз» — сексу, наркотикам, трудам. Сложно ли для тебя, как для отца, сознавать, что твои дети прочитают  нечто подобное ?

- Я ничего не могу с этим поделать.

- Каково твое мнение на этот счет ?

- Я реально не задумывался об этом. Наверное, по большому счету они уже знают, и я считаю, что это не особенно… я не думаю, что это будет им очень полезно. Это одна из тех штук, с которыми мне приходится уживаться – вернее, им уживаться. По отношению к ним это немного несправедливо. Но я могу предположить, что всем детям приходится  так или иначе уживаться со своими родителями.

- Нередко делается предположение, будто люди, которые сталкиваются с «Роллинг Стоунз», в итоге оказываются посреди неприятностей: свихнутыми, мервыми, с наркопроблемами. Делаются умозаключения в плане того, что группа – это неким образом бесовская  сила, рушащая жизни других людей. Как бы ты мог ответить на это обвинение ?

- Думаю, что если такое и случалось, то им просто не везло. Мне не хочется думать о себе как о ком-то, кто сознательно (или несознательно) берет и разрушает чью-то жизнь. Неизбежно то, что в любых взаимоотношениях существуют кризисы, у людей возникают проблемы. Я хочу сказать, что большая часть людей в артистическом сообществе имеет определенные проблемы с наркотиками и стрессами. Не только в музыкальном сообществе, а в шоу-бизнесе в общем и целом – это работа, в высшей степени связанная со стрессом. Кажется, что это нечто, сопутствующее именно данному образу жизни, и в течение долгого периода времени в нем неизбежно случаются «потери в численности». Это просто происходит. Возможно, я реально циничен. А не хотелось бы…

Я просто подумал, кому же именно я причинил вред ? Через кого я перешагнул ?

- Брайан Джонс ?

- Брайан Джонс ? Ни в коем разе, Хосе. Я отрицаю все это. Как группа, я уверен, что таких много. Но лично я – я пытаюсь вспомнить…

- Марианн Фейтфулл ?

- Марианн, понимаешь ли… она меня едва не угробила. Забудем об этом ! Я и не думал, что выберусь из этого живым – от Марианн Фейтфулл и Аниты Палленберг! То есть, караул.

- Ты планируешь «расставить все точки над i» в твоей личной жизни путем написания автобиографии. Говорят, что твои первые попытки в данной области не были достаточно «сочными» для издателей.

- Они (издатели) хотели издать ее. Они хотели было заплатить мне, но я лишь сказал: «О нет, в другой раз. Дайте мне вспомнить еще чуток чего-нибудь».

У меня нет проблем с памятью,  то есть – нельзя помнить все в мельчайших деталях. Куда как труднее – это обрисовать общую перспективу вроде, скажем, 70-х годов. Гораздо проще в этом плане с 60-ми, чем с 70-ми.

- Какова твоя перспектива видения 60-х ?

- Подожди, пока не выйдет книга (смеется)! Это реально сложно, хотя знаешь… Ясное дело, что это — личное. Но также  «оно» касается и того общества, в котором я обнаруживаю себя тогда, когда я рос. Я типа поздно повзрослел… Тогда люди становились взрослыми не в 15 лет, а  где-то к 20-ти. То, как именно они менялись, и то, как именно изменилась Америка…

- Некий водораздел…

- Ну да, ты становишься очень агрессивным и испытываешь большую фрустрацию, понимаешь ?  Ты более не в состоянии «держать поводья» и, естественно, совершаешь глупые поступки. Наебки. Все эти политики и социальные сдвиги по всему миру. Тогда произошло много социальных штук, на которые сейчас реально не обращают внимания. И я общался с людьми, которые реально хотят, чтобы я отразил все это верно. Знаешь ? Профессора и тэ-дэ, не какие-то там говенные артисты.

- Какие сложности в плане 70-х ?

- Ты знаешь… просто они ближе к нам, и это был совсем чуть-чуть период отката назад.  Это не всегда удобно.  И я начал стареть, и что происходило ? Либо я просто пытался попасть в ту же струю, или же двигаться по определенной инерции, которая была уже тогда ? Не знаю. Я просто еще не нашел ключик к разгадке.

- И последнее. Если пластинка  пойдет хорошо, то что ты сделаешь ?

- Без понятия, честно. Я буду доволен как слон, если она разойдется. Я буду доволен, если она понравится людям, и если им понравится этот вариант моего направления, если они поддержат его и просто получат кайф от пластинки.

- Ага-а, но если она будет реально успешной ?

- Йэээаа! Тогда я переселюсь на Восточное побережье! Это ты хотел узнать ? (смех)

Добавить комментарий