Говорящие «Пьяницы»: чат с Китом Ричардсом

“Goldmine”, январь 2021

Автор: Патрик Принс

Иконический гитарист «Роллинг Стоунз» Кит Ричардс выкраивает несколько минут своего времени, чтобы поговорить с нами о последнем релизе материала “The X-Pensive Winos” – “Live At The Hollywood Palladium” — в различных форматах.

То, что в 1988-м Мик Джеггер принял решение не ехать в тур для раскрутки последнего альбома «Роллинг Стоунз» — “Dirty Work”, можно назвать неким знаком Свыше. Вместо этого Джеггер выбрал поход в студию, дабы записать продолжение своей дебютной соло-попытки “She’s The Boss”.

Творческое отстранение Джеггера от дел повлияло на гитариста Кита Ричардса так, что он тоже принял решение записать свой собственный материал и издать его. И вполне возможно, что на сегодняшний день этот диск — фантастический “Talk Is Cheap” — является лучшей соло-работой «Стоунз». Ричардс окружил себя невероятно талантливой группой, которая аккомпанировала ему в студии и на гастролях. Ее назвали “The X-Pensive Winos” («Дорогие Пьяницы»).

“The Winos” состоял из элиты сессионных музыкантов и туровых ветеранов: Уодди Уоктела, Айвена Невилла, Чарли Дрэйтона, ныне покойного саксофониста Бобби Киза и ударника Стива Джордана, который вместе с Китом стал соавтором и сопродюсеров альбома. Также в эту «солянку» попала и Сара Дэш, постигавшая мастерство вокала еще с Патти ЛаБелль и ее “The Bluebelles”. Более того, в 60-х годах Патти и  “The Bluebelles” ездили в тур с «Роллинг Стоунз».

В значительной степени “The Winos” были составом для концертных опытов, и к тому времени, когда тур 1988 года вошел в свой апогей, как единое целое группа была настоящей электростанцией. Доказательство тому – преподнесенный миру в 1991-м “Live At The Hollywood Palladium, December 15, 1988” на CD. А теперь он переиздан на “BMG” и в более широких форматах.

Супер-делюкс бокс-сет ограниченного тиража “Live At The Hollywood Palladium” содержит  в себе 10-ти дюймовую виниловую пластинку с «потерянными» концертными треками: “Little T & A”, “You Don’t Move Me” и сочиненный  Ленноном-Маккартни хит “I Wanna Bе Your Man”. С течением лет эти песни появлялись на бутлегах, но в данном звуковом качестве – еще ни разу.

Специально для “Goldmine” Кит Ричардс открыл доступ к себе, любимому,  на время, достаточное на то, чтобы коротенечко поговорить на тему музыкального феномена, известного как “The X-Pensive Winos”, и уникальной энергии на альбоме “Live At The Hollywood Palladium”.

- Кажется, что настал именно тот час, когда можно переиздавать подобный концертный альбом. Большая часть нас из-за пандемии не может ощутить всю «живость» шоу. Люди скучают по впечатлениям от «живого» звука.

- Ага, это странно. Очень нелегко обсуждать пандемию потому что, ясен пень, это может коснуться каждого, так ведь ? Я ожидал, буду работать что в продолжение лета, а вместо этого мне пришлось заняться своим садом.

- В супер-делюкс бокс-сете этого концертника просто шикарные добивки. Они помогают слушателю ощутить себя практически на самом шоу. То есть, сет обернут в туровую футболку с «репликами» написанного от руки сет-листа и билетными отрывками… даже винная этикетка и пакет, которые ты в ту ночь раздавал публике на концерте.

- Я знаю. Я очень впечатлен парнями из рекорд-компании, которые занимаются сборкой моих бокс-сетов. И “Talk Is Cheap” – этот просто фантастический. Я переслушивал эти пластинки, а также пару недель назад работал вместе со Стивом Джорданом – я хочу сказать, что мы не останавливаемся (смеется), пандемия или нет – и для нас это было так забавно! И в те годы, когда мы записывали эти пластинки, то общаясь с Уодди Уоктелом, мы повторяли: «Прямо сейчас она пройдет на «ура».  Но у меня такое чувство, что ей предстоит конкретно жизнь на полке». Довольно непостижимо, на то время  — как некая шутка. А теперь видеть это… и какая красивая упаковка, чувак.

- И вместе с сетом идет 10-ти дюймовая пластинка.

- Хватайте ее живо, виниловые фрики, все путем!

- Тут есть и три ранее неизданных вещи, что очень круто, особенно “I Wanna Be Your Man”, которая почти что лучше в «живом» варианте, чем в студийном. «Живьем»  — это некий оттяг, ты меня понимаешь ? С вклинивающейся лид-гитарой — и такой же острой, как новая бритва «Жилетт». Для того, чтобы издать ее на 10-ти дюймовке это – вполне классная песня.

- Да уж, я не мог не поддаться искушению сыграть ее тогда, когда мы решили, что нам нужно поиграть «вживую». И я хотел сыграть песню «Битлз», мужик! (смеется)

- Не помнишь ли, когда ты последний раз ты играл ее перед тем выступлением (и туром) ? Кажется, что это случилось в середине 60-х.

- (смеется) Я надеялся, что это ты поведаешь мне, на самом-то деле.

- Мне надо глянуть… апрель 1965-го, в Олбани, Нью-Йорк.

- Как «Стоунз» мы  играли ее нечасто, за исключением того, когда она вышла в ‘64-м. Я не знаю, почему нет, так как играть ее со сцены – это невероятно забавно. Это одна из причин, по которой я воскресил ее для тех выступлений. И  мне это было очень-очень забавно. Как тебе сказать… ты можешь подумать, что за всю твою жизнь достаточно быть уже в одной великой группе. А потом неожиданно понять, что вокруг тебя возрастает еще один невероятный союз. Я научился так многому от игры с “The Winos”, и мне это было нужно. Мне было нужно играть вещи “The Winos”для того, чтобы пахать дальше  и продолжить то, что потом нужно было мне вместе с Миком. Нам нужны был тот перерыв и свежий взгляд на вещи, ясно ?

- Да-с, и после того, как этот тур с “The Winos” закончился, ты  даже сказал, что получил гораздо лучшее представление о роли Мика как фронтмена. Ты знаешь, возглавлять группу… Это же куча работы.

- Абсолютно. Абсолютно так, потому что я понял, что потом я еще и удвоил свою работу, просекаешь ? Будучи и певцом, и гитаристом. Теперь я его реально понимаю!

- Песня “Before They Make Me Run” была оставлена вне изначального релиза “Live At The Hollywood Palladium”. Была ли некая причина оставлять подобную песню за пределами пластинки ?

- Думаю, что это была проблема нехватки места. Потому что я люблю песню. То есть, наверное, меня под дулом пистолета заставили не включать ее! (смеется)

Клуб "Studio 51", Грейт-Ньюпорт-стрит, Лондон, 14-04-1963

- Изо всех шоу, что ты сыграл в этом туре “Winos”, была ли причина, по которой ты выбрал для записи зал “Palladium” ?

- У меня было такое чувство, что это случилось, наверное, потому, что это был конец тура, насколько я уверен. И мы поняли, что если и собираемся записаться «живьем», то ты хочешь поймать эту искру, пока каждый в группе играет хорошо. Не хотелось записывать первое шоу, понимаешь ? А также я отчаянно хотел сделать «живую» запись, потому что на то время  не знал, соберемся ли мы еще раз вместе, или что еще там случится… И  думаю, тут не обошлось без чуточки везения. В “Palladium” классный звук.

- Да, этот альбом запечатлел ту интимность клубного выступления. И должно быть, это огромный кайф — играть в клубах. То есть, я наслаждаюсь картинкой группы типа «Стоунз» на аренах, но предпочитаю клубы.

- Я тоже. Это тот вид заново возвеличенной и реверберирующей энергии в маленьком местечке, которая реально идет на пользу вещам и «штабелирует» их.

- Давай снова вернемся к группе. Уодди Уоктел сказал как отрезал, что это – самое отвязное шоу, которое он когда-либо слышал. Это достаточно точное описание тогдашних “Winos”.

- Сказал как отрезал… ты прав. В голову не приходит ничего умнее.

- Они крепко сыграны, но это органичное звучание. А сегодня в популярной музыке не хватает именно того органичного звука. Сейчас все звучит очень «сфабрикованно».

— Может, нам стоит употребить настоящее слово ? Синтезированно. Позволят ли нам еще так говорить ? (смеется) Я имею в виду, конечно – так и есть. И это ослабляет все остальное. И сейчас уже в продолжение нескольких лет, знаешь… твои скрипки – это синтезатор, твои ударные – это синтезатор. Какой ужас ! Сама мысль об игре ударных на клавиатуре…

- И возвращаясь к Уодди, тот фуззовый «брейк», что он играет в “Take It So Hard”, он реально добавил песне некую наглость.

- Думаю, что в смысле с Уодди, он просто говорит: дай мне хорошую песню, и я убью её (смеется). Он играл со всеми и на всём.

- А теперь у него есть новая группа под названием “The Immediate Family”.

- Я знаю, с Дэнни Кортчмаром (гитара, вокал) и (Рассом) Кантелом (ударные). Ага, миленькая штучка.  С начала пандемии я слышал три вещицы, что они выпустили. Три вещи, которые я знаю, и в последней Уодди поет вокальную партию, и он чертовски хорош.

- Как ты думаешь, был  ли этот (состав “Winos”) лучшей группой, с которой ты играл во все время соло-туров ?

- Простираясь в плоскости соло — абсолютно. О да, абсолютно. Как я уже говорил, меня всегда страшно поражало, даже с тех пор, как я работал со всеми участниками “Winos”, с которыми я имел шанс работать. Со «Стоунз» обычно думается так: ну что, может, хватит уже… Понимаешь ? (смеется) Перед тем, когда я играл что-либо сольно, Чарли Уоттс сказал мне кое-что. Он сказал, если ты и вправду думаешь, что тебе подвернется случай работать вне «Стоунз»… он сказал мне, что Стив Джордан – это мой мужик. И я поймал Чарли на слове! И Стив, и я выработали такие отношения, которые выходят за пределы просто его игры на ударных или музыки, или чего-то еще. И мы углубились также в плане сочинения песен, и мы по прежнему верные, крепкие друзья. Так что от работы с “The Winos” я получил очень много, чувак. Например, Айвена Невилла (клавишника). Друган, в том парне столько талантов, что в это невозможно поверить ! И Чарли Дрэйтона, невероятного басиста и ударника… И еще одна штука, что я должен сказать о “The Winos” — это то, что все они невероятно многогранны. Я мог «переключаться», или они могли «переключаться» – только Уодди и я оставались с гитарами, а все остальные говорили так: «Прекрасно, я поиграю на басу, а ты поиграешь на ударных», и отлично разбирались между собой. Я был дико рад разносторонности этих парней.

Париж, 1992

- А Сара Дэш ?  Божечки, она умеет петь ! А еще она говорила, что в ночь записи у ней был насморк.

- Да, невероятно.

- Ты самолично твердо заявил, что не хотел, чтобы каждая из тех песен стала в какой-либо мере «стоунской», и в этом ты прекрасно преуспел с ней  на “Time Is On My Side”, потому что она перенесла эту песню на совсем иную территорию.

- Это всегда была «дамская» песня, начнем с того, с (певицы) Ирмы Томас. У меня есть Сара Дэш, и у меня есть “Time Is On My Side”… Эй, знаешь, я понял с полуслова. Я собираюсь спеть “Time Is On My Side” вместе с Сарой, и – вперед ! Усекаешь ? Какая чудная возможность…

- Как ты снова навел с нею мосты ? «Стоунз» ездили в тур с группой Патти ЛаБелль – в которой она участвовала – если вернуться в 60-е…

-Да, и это было около ‘65-го. И это было, когда Сару вроде как отпустили из школы, чтобы поработать с (группой) ЛаБелль на летних каникулах. Так что вот когда мы познакомились. Тогда ее называли Дюймовочкой. И я никогда не забывал о ней. И потом ее имя выплыло на поверхность, думаю, благодаря Стиву Джордану. Пока мы начали собирать “Winos” воедино, он сказал: «Кажется, нам понадобится женщина, понимаете, парни ?» и Сара Дэш появилась,  и какая невероятная леди, и какой голос !

- Как я уже говорил, на этом «живом» альбоме она бесспорно была неким знаком свыше, и группа была так сыграна, а потом ты попросил ее… это было как  «тот самый» элемент в пазле.

- Да, точно так. Золотая возможность. Это было вроде того, когда тебе преподносят эти штучки на блюдечке с голубой каемочкой — ясно, да ? (смеется) Эй… следующая жизнь, наверное, будет ужасной!

- Итак, этот альбом “Palladium” впервые издан на виниле. А ты – собиратель пластинок. Тебя не удивляет это возрождение виниловой пластинки как звукового формата ?

- Нет, не удивляет. В то же время, я очень воодушевлен, потому что я всегда думал: «Эй, люди, которые знают свой звук, кто реально знают его – ведь они же не собираются вечно подсовывать нам эти цифровые синтезаторы ? Они послушают их, а потом, кажется, и винил воскреснет». И я думал так лет 20 тому назад. Я так рад видеть возрождение винила, потому что я знал, что есть миллионы людей, у которых реально хорошие уши, и которые знают, каков этот «настоящий» звук.

- Точно. И знаешь, что если я скачал или прослушал стримом новый «живой» альбом, то я могу и не узнать что-то вроде того, что это именно Сара Дэш поет в песне типа “Time Is On My Side”. Обычно черпаешь всю ту информацию именно из аннотаций на конверте.

- Я знаю. Давай взглянем правде в глаза. Все продают бэушные товары – то есть, чтобы продать больше вещей и бла-бла-бла. Обычные причины, вроде жадности. Но всегда будут люди, которые знают, что почем, и соответственно, «этого» будет всегда больше и больше. Так что этот факт очень воодушевляет.

- И отталкиваясь от того, что читатели “Goldmine” – коллекционеры пластинок, они знают, что ты  - большой приверженец формата и истории записи, особенно блюза. Но кое-кто может и не знать, что ты входишь даже в Консультативный совет организации ARC (Архив современной музыки), и что ты курируешь всю их коллекцию блюза. Как тебя туда занесло ?

- Ну ты же разговариваешь со мной, а значит, это всегда будет касаться блюза и винила, которыми я увлекаюсь. Вроде как тебе даже не нужно задавать мне вопросы. Я так рад, что винил жив-здоров, потому что я больше не могу слушать «этот» хлам, слушать людей, которые пытаются сыграть клавиатурой на ударных.

- Есть ли пластинка, которую ты ищешь до сих пор ? Старая пластинка, блюзовая пластинка…

- Нет, потому что ты не узнаешь этого, пока не прослушаешь ее.

- Так классно, что ты пытаешься сохранить для будущего нечто, что было почти утрачено – куча этих вещей были почти потеряны для истории. Кучи этих старых пластинок.

- Это изумительно. То есть, куча вещей, которые вроде принимались как должное… это та причина, по которой мы здесь. Нас зовут Расой людей, и (смеется) я не знаю, к чему вся эта спешка в…

- День магазина пластинок (ДМП) реально помог музыкальным магазинам, и он помог возвратить винил в основное русло форматов. Ты был затронут в нескольких изданиях ДМП: у тебя был “Run Rudolph Run”, а в этом году ты выпустил 7-ми дюймовый сингл “Hate It When You Leave” на красном виниле с обратной стороной “Key To The Highway” (которая ранее увидела свет только на японской версии альбома “Main Offender”). Ты занят делами…

- “Key To The Highway” – да, это еще одна «похеренная» классика с (пианистом) Джонни Джонсоном, которая вышла в субботу 24-го (октября, на 3-й день вброса ДМП). Это моя «бомбардировка», видишь ли (смеется).

- Ты по-прежнему пользуешься возможностью пошататься по магазинам пластинок ?

- Очень редко, особенно в этом году. С течением времени… да, я очень не прочь покопаться. Это – «просто смотреть», правильно ? Посмотреть, у кого что есть, и конечно, большая часть музыкальных магазинов, если они все еще живы, то в наши дни в плане музыки они как бы специализируется на чем-то одном или другом, поэтому… я просто надеюсь, что мы сможем пережить эту гадость…

- Надеемся увидеть, как эта компашка “Winos” снова соберется вместе. То есть, если бы это были нормальные времена, то может быть, ты бы поехал в тур ради этой пластинки, этого переиздания, так ведь ?

- За это и выпьем. 

Добавить комментарий