«Мои песни — как дети»

В сентябре 2007 г. Мик Джаггер согласился ответить на вопросы посетителей сайта “BBC News” в связи с выходом своего первого сборного альбома. Легенде группы “Rolling Stones” было оставлено около 1800 вопросов. Лучшие из них были переданы самому певцу.

- По какому критерию Вы отбирали песни для «The Very Best of Mick Jagger»?

- Я перебросил их на свой компьютер, составил большой плей-лист и переслушал все. Потом я написал на листке бумаги свои комментарии: «хорошо», «плохо», «ужасно», и оставил все хорошие.

— Расскажите о записи «Too Many Cooks», продюсером которой был Джон Леннон. Почему она не была выпущена ранее ?

- Даже не знаю, почему мы её не издали. Мы просто забыли о ней. Что-то вроде этого. Я всё искал мастер-ленту там и сям – одна была уничтожена пожаром, другая была отдана жене, с которой я в разводе, и она выкинула её. Мы наконец нашли хорошую мастер-ленту – Мэй Панг, которая во время записи той вещи была подругой Джона, дала мне её.

— Будете ли вы когда-нибудь гастролировать сольно, без остальных «Стоунз» ?

- Я только что закончил двухгодичное путешествие и сейчас немного отдыхаю. Так что теперь это, наверное, не очень возможно.

— Вы старше, чем мой папа: в свои 60 он едва встает с дивана после 48-ми часовой рабочей недели. Можете ли вы дать ему какой-нибудь совет – как сохранить в себе жизненную энергию и продолжать трудиться ?

- У него очень длинная неделя. Ему надо перебраться во Францию. Поменьше работать. Он должен работать часов этак 30, а потом больше гулять и танцевать со своей дочерью. Вы должны научить его этому. Тогда всё будет нормально.

— Мне бы хотелось узнать: тот Мик Джаггер, которого мы видим на сцене – это реальный человек или карикатура, в которую он превратился за всё это время, потакая вкусам публики ?

- Какой циничный вопрос! Наверное – это роль. Или разные роли внутри ролей, потому что приходится быть грустным, счастливым, циничным – в зависимости от песни, которую поёшь. Это похоже на актерство. Конечно, я думаю, что роль, которую ты играешь на сцене перед 50 тысячами людей , немного отличается от роли, которую я исполняю сейчас, разговаривая с вами один на один, или от роли, когда я готовлю завтрак детям. Не будешь ведь готовить завтрак детям с такими словами (говорит стадионным голосом): «Вы в порядке?» Конечно же, это разные вещи – выступать на сцене и быть дома.

— От каких классических песен «Стоунз» вас тошнит?

- Ни от каких. Я их все одинаково люблю – они для меня как дети.

— Эми Уайнхаус в этом году спела с вами на фестивале острова Уайт – она была просто фантастической. Что вы думаете об её проблемах и что бы ей помогло ?

- О чем вопрос, а? Кажется, что все уже худо-бедно прошло, но оказывается, нет, эта история с Эми Уайнхаус. Каждый проходит через всё это, когда становится знаменитым, так что будем надеяться, что Эми возьмет себя в руки и выйдет из всего этого с новым вкусом к жизни.

- Мик, я знаю, что Джимми и компания были бы счастливы видеть тебя на концерте «Лед Зеппелин». Тебя уже приглашали выступить ?

- Этот концерт был запланирован очень давно. Я знаю, что ходят слухи, будто они будут играть всего полчаса. Насколько я помню и не преувеличиваю, полчаса у них раньше длилось одно только соло на ударных. Но я уверен, что они собираются играть 2 часа. Если я буду в Лондоне, то, конечно же, пойду. Выйду ли я на сцену? Ха ! Они ничего не делали вместе»живьем» вот уже 20 лет, так что я не собираюсь в этот замечательный вечер вмешиваться в чужие дела.

- Вы когда-нибудь предполагали устроить небольшое турне или одно шоу с бывшими участниками группы – Миком Тейлором или Биллом Уайменом – внутри современного состава?

- Это мысль, но я не уверен, что смогу её развить. Не думаю, что остальная группа будет считать по-другому. Может быть, они возненавидят одну только мысль об этом. Я спрошу у них. Это интересный вопрос.

— Как вы думаете, что бы вы стали думать сейчас, если бы в 60-х все повернулось по-другому – «Стоунз» стали бы неудачной блюз-группой или вы сделались бы корреспондентом экономического отдела Би-Би-Си ?

- Может быть, я занимался бы чем-то вроде этого. Или поехал бы в Африку восстанавливать осажденную экономику. Кто знает… Или, наверное, экс-балетным танцором с разбитыми коленями.

— За все эти годы у вас появилось наибольшее количество имперсонаторов – кто, как вы думаете, изобразил вас лучше всех ?

Я не видел «Counterfeit Stones» живьем, но видел их фотографии, так что, по-моему, они очень хороши. Этот парень изображает меня очень похоже.

— Как вы проводите свои дни, когда не гастролируете со «Стоунз» ? Каково ваше обычное расписание дня ?

- Такое же, как у всех — на самом деле. Встаю так поздно, как это только возможно, завтракаю так поздно, как это только возможно, немного занимаюсь в физкультурном зале, иду гулять, читаю книгу. Обычный день – вы это имеете в виду ? – как воскресенье. Иду и обедаю с детьми. Иду танцевать. Вот так, на самом деле.

- Считает ли сэр Мик, что он заслуживает своего рыцарского звания ?

- От вас это не зависит – волноваться по тому поводу, заслуживаете ли вы этого или нет. Это вам либо дают, либо нет. «Ваше Величество, дорогая, пожалуйста. Заберите назад мое рцарское звание, потому что я не заслуживаю его» — я не думаю, что люди поступают подобным образом. Но это очень приятно – иметь такое звание.

— Какие современные группы вы слушаете, и что, как вы думаете, способствует такой долгой карьере, как у «Роллинг Стоунз» ?

- Мне нравится «Kings of Leon», мне нравится «Green Day»… но я не знаю, собираются ли эти группы играть вечно, так как я не знаю, хотят ли они этого или нет. Наверное, они хотят быть музыкантами в другом проявлении. Не каждый хочет играть в группе.

- Поёте ли вы свои песни, стоя в душе ?

- Конечно – но не обязательно свои. Вся штука по поводу «душевых» песен в том, что никогда не знаешь, какие песни запоёшь. Это может быть нечто, услышанное тобою по радио, либо нечто из прошлых лет.

- Иногда ключ к сердцу человека – это знание того, что заставляет его смеяться. От какой комедии вы смеялись до колик в животе ?

- Я думаю, что от инспектора Клюзо. Его обычно повторяют поздно ночью. Это действительно весело и действительно смех до колик в животе.

- В ваших домашних видео по ТВ я обнаружил, что вы говорите о том, что молитесь перед концертами. Вы всегда молитесь перед концертами, и кому ?

- По-моему, это была шутка, потому что некоторые люди молятся… Но я не могу подумать ни на какую группу , что она молится перед выходом на сцену, в такой малой степени, как о «Роллинг Стоунз» ! Выпить – вот это они наверняка делают. Молиться – вряд ли.

- Что находится в вашем iPod-плеере ?

- 80 концертов всякой всячины ! Я недавно купил себе новый. В моём айподе есть всё –любой жанр музыки, какой только возможен. У них несколько странная классификация, когда скачиваешь музыку, так как я нашел Бинга Кросби под ярлыком «музыка мира». Вся моя индийская музыка – в разделе «музыка мира», так что теперь, когда я включаю её, то слушаю Бинга Кросби.

— Я читаю 11-ти классникам лекции о влиянии «Роллинг Стоунз», подготавливая их к курсовой работе на экзамене по истории Британии 60-х годов. Что Мик думает по поводу того, что он является частью истории, и, если бы он сам сдавал экзамен, то как бы он описал влияние «Стоунз» на Британию ?

- У меня сейчас дочь сдаёт экзамен – у ней в конспектах нет меня. Она более традиционная. Это – в большей степени влияние Первой Мировой войны, что-то вроде того. Я предполагаю, что поп-музыка была очень важна в 60-е годы, она стала, наверное, слишком важна. Она стала одной из частей поп-культуры. Насколько я понимаю, вы преподаете это как часть движения поп-культуры. Я уверен, что там все расставлено по своим местам – или, скорее всего, нет, потому что если взглянуть на всё это – это бессмыслица. Но это — интересный взгляд на изучение истории.

— Как «Стоунз» ладили с «Битлз» ?

- Очень хорошо. Конечно, здесь был элемент соперничества, но «Битлз» были всегда гораздо популярнее, и повлияли на наши первые шаги. Они были так значительны, что с тех пор не появилось более популярной группы.Но мы очень хорошо ладили друг с другом, и они во многом нам помогли. Они подарили нам песню, которая стала нашим первым хитом в первой десятке Англии. С ними было очень легко. Но они не были всегда милы с кем угодно.

— Какова ваша любимая обработка песни «Стоунз»?

- Думаю, ”Satisfaction” Отиса Реддинга. Также, насколько я помню, Арета Франклин спела достаточно неплохую версию ”Satisfaction”. А потом… я не могу вспомнит дальше. Бритни Спирс сделала хорошую версию ”Satisfaction”.

— Придет ли в обозримом будущем конец «Роллинг Стоунз» ? Есть ли у вас планы затеять перерыв, или, как говорит Кит, «единственный путь, как покончить с музыкой – это в гробу» ?

- Не знаю, у меня нет кристалльного шара, как у гадалки. Я уверен, что «Роллинг Стоунз» сделают ещё больше, запишут ещё больше альбомов и совершат ещё больше турне, и у нас на самом деле нет планов остановиться. Никогда не знаешь, что случится с тобой далее, но насколько я предполагаю, я уверен, что мы продолжим наше дело.

— “Let It Bleed” – мой любимый альбом «Роллинг Стоунз», а следом за ним идет «Get Your Ya-Ya’s». Мой любимый из ваших сольных альбомов – это «She’s the Boss». А какой альбом вы считаете своим величайшим достижением ?

- Не знаю, есть ли у меня любимый… Думаю, «Beggars Banquet» — хорошая сборка, и есть свои моменты в «Exile on Main Street».

— Если бы вы стали доктором Миком Ху и путешествовали во времени, то с кем из музыкальной истории вы бы спели?

- Наверное, с кастратами. Я помню одно шоу по телевизору, когда там пытались воссоздать звучание кастратов. Но они не смогли-таки показать, как на самом деле звучали эти кастраты. Это нужно было вернуться назад в XVIII век в Венецию, чтобы послушать чистое звучание поющих кастратов. Это /было бы интересное путешествие во времени. Я не хотел бы стать инициатором самого процесса, я бы посидел среди публики.

— Вы нервничаете на сцене или в студии после всех этих лет ?

- Нет, не нервничаю. Перед первым концертом турне это может быть мучительно, так как не знаешь, что произойдет дальше – не знаешь, как «выстрелит» репертуар, ничего не знаешь. Все может пойти наперекосяк. Но обычно так не происходит. Я видел людей, которые страдают боязнью сцены, и это ужасно. Думаешь о них: «Зачем они это делают ?»

— Какую мечту или цель вы по-прежнему желали бы осуществить ?

- Ну, я никогда не был режиссером фильма, так что было бы неплохо попробовать.

- Ваш голос был и остается просто великолепным. Но однажды наступит день, когда придется оставить микрофон. С подачи какого авторитета вы бы приняли это решение ?

- С подачи самого себя. Проблема в том, что когда стареешь или много куришь, то голос меняется. Как певец начинаешь понимать, что уже не возьмешь определенные ноты. Но это – не главное, важна экспрессия, которую ты вкладываешь в песенный материал. У многих известных певцов в блюзе и в поп-музыке вообще нет диапазона. Они поют все с помощью четырех нот. В этом им помогает экспрессия. Голос в поп-музыке не обязательно интересен техническими возможностями. Когда ты молод, то поешь в общем-то не очень хорошо, но людям это нравится.

— Каждый год люди гадают, сыграют ли «Стоунз» на фестивале в Гластонбери, но они никогда этого не делают. Это когда-нибудь возможно ? Вы бы хотели , чтобы это произошло ?

- Я не хочу петь в Гластонбери воскресным вечером под проливным дождем, как сделали в этом году “The Who”. Я смотрел это по телевизору, и там были мои дети. Я сказал им по телефону: «Это чудесно». Они ответили, что там по-настоящему весело, но мне так не казалось. Надо соответствовать своему уровню.

Перевод с английского: Анатолий Лазарев

Добавить комментарий