Кит Ричардс: «Я отпраздную 60-ти летие Стоунз в кресле-каталке»

Автор: Марк Сэвидж

Би-Би-Си, 19 ноября 2020

 

Во время тура «Роллинг Стоунз» по Европе в 1976-м, на концерте в Германии, Кит Ричардс заснул прямо на сцене.

Он никогда не был особенным поклонником “Fool To Cry”- сингла с их (тогда) свежего альбома “Black And Blue”, и отыграв соло, гитарист просто-напросто отключился.

Спустя пару минут он был разбужен истошным воем «фидбэка». Ричардс уплыл в мысленные дали, в то время как его нога нажала на  педаль эффектов, чем вызвала величественный визг, который до боли проревеберировал по всей арене.

Что касается всех рассказов о гедонизме и дебоширстве Ричардса, то это затмение на сцене было абсолютно не в его характере.

«На сцене Кит всегда будет загонять себя до смерти. Всегда», — поведал Кито-биографу Барбаре Чэроун роуд-менеджер «Стоунз» Ян Стюарт.

«В какую-нибудь ночь он будет двигаться, а в другие – стоять и играть, в какую-то ночь он может быть не в духе и подпустить случайной лажи, но он никогда не двигается по инерции».

Даже в возрасте 76-ти лет гитарист по-прежнему живет ради гастролей. Сцена – это то, где он максимально чувствует себя как дома, и его чувство трепета перед публикой никогда не ослабевало.

«Не знаю, можно ли выработать иммунитет к этому, но это – по-прежнему кайф», — говорит он.

Благодаря пандемии, тем не менее, исчезла обычная утренняя порция адреналина. «Мы уже намылились уезжать на гастроли, когда грянул вирус, так что это было типа: «По местам! Собирайтесь – нет». Для каждого в этом году это было очень паранормально, не так ли ?»

«Покой нам только снится»

Рок-звезда пережидает карантин у себя дома в Коннектикуте, читая серию исторических романов “The Master & Commander”, время от времени сочиняя музыку и наблюдая за президентскими выборами в США с забавной беспристрастностью осевшего здесь «чужака».

«О, мужик… это безумие, — смеется он. — Я даже не хочу углубляться. Я спрячусь».

В качестве компенсации за отсутствие новых концертов Ричардс проконтролировал переиздание классического концертного альбома, записанного с его другой группой, “The X-Pensive Winos”, в 1988-м.

Это оттяжная, проникновенная пластинка, которая обеспечивает редкий шанс услышать Ричардса в качестве центрального звена команды… и не важно, что в этой роли он не всегда чувствовал себя уютно.

«Это был первый раз в жизни, когда мне пришлось стать фронтменом, и поэтому-то я и научился куче всего по поводу работы Мика (Джеггера) – говорит он. – Тебе необходимо все время быть в положении сверху».

«Со Стоунами,  я могу как бы ступить вперед или сесть на корточки сзади, у Чарли (Уоттса). Но я понял, что когда ты –  номер первый, то… «покой нам только снится».

Альбом был записан в решающее время  в  жизни Ричардса. Тогда он недавно слез с героина, отдалился от Джеггера (песня “You Don’t Move Me” была написана об их вражде) и стал новоиспеченным отцом двоих дочерей – Теодоры Дюпри и Александры Николь, которые родились соответственно в 1985-м и 1986-м.

Тем временем, на сцене он получал удовольствие от выступлений в более маленьких, чем футбольные стадионы (ставшие вотчиной для «Стоунз»), местах скопления людей.

«Я по-прежнему обожаю играть в клубах, просто из-за атмосферы и звуков», — говорит он.

Ему вмазал Берри

Концертный альбом был записан в “The Hollywood Palladium”в Лос-Анджелесе, чьи деревянные полы «очень красиво подают звук», — выражает восторг гитарист.

Также зал должен гордиться тем, как он замечает на самой пластинке, что это «сцена, с которой меня сталкивали несколько раз» — отсылка ко времени, когда он попытался подняться и поиграть со своим кумиром Чаком Берри только затем, чтобы  быть насильственно оттащенным оттуда работниками охраны.

«Я не знал, кто это был такой, — позднее вспоминал сам Легенда блюза. – Я подумал, что у чувака было что-то, но я не смог даже узнать его».

Это  была не их единственная «обкатка» отношений. «Однажды я совершил ошибку, притронувшись к его гитаре, когда он отлучился в своей гримерной, и он пришел обратно и двинул меня», — вспоминает Ричардс.

«Но это было обычным делом. Мы были достаточно друзьями для того, чтобы проглотить это – потому что после того, как я устроил “Hail! Hail! Rock And Roll” (фильм-концерт, снятый на 60-ти летие Берри) с Чаком, мы все раз и навсегда разрулили».

“The Winos” были в конце 80-х аномалией, воздержавшейся от кричащего, запрограммированного «продакшена», который соблазнил многие рок-группы, и умноженной на любовь Ричардса к блюзу.

Он также пустил в свое стадо  некоторых из самых великих имен в фанке, от басиста Бутси Коллинза  и  до саксофониста Мэйсио Паркера. С перспективы 2020 года, это придает пластинке вневременные качества диска, снявшегося с якоря крайностей той эры – но также и отмечает поборничество Ричардса в плане «черной» музыки и гражданский прав чернокожих.

Во время их ранних туров по Штатам, у «Стоунз» даже был пункт в контрактах, указывающий на то, что они не будут играть в местах сегрегации. Если они приезжали, чтобы обнаружить промоутера нарушившим это соглашение, то они даже без выступления могли уйти с гарантированной уплатой в 40 тыс. долларов.

«Можно было заметить, что в воздухе витают определенные вещи, — вспоминает ту эру Ричардс, — Вроде ресторанов и сортиров «только для белых» или чего-то. Это было довольно вопиюще. Просто повально, систематично. Так что вот с чем они теперь имеют дело, ясно ?»

И вот, он вдохновлен движением “Black Lives Matter” и протестами, последовавшими за смертью Джорджа Флойда и Брионна Тейлор ранее в этом году.

«Пришло время, не так ли ? Детки занялись кое-чем. Происходят потрясные вещи. Это немного похоже на «Алису в Стране Чудес», на самом деле. (Всегда загадочный, он не предлагает толкования этой последней сентенции, просто повторяя ее, как будто ее значение должно быть ясным каждому).

Вляпавшись в песнетворчество

Разговор заходит о будущем «Роллинг Стоунз». Ранее в этом году, группа издала новый минималистчный, фанковый сингл “Living In A Ghost Town”, тему для которого подсказали начальные стадии пандемии.

Их первый новый материал за 8 лет, он был взят из сессий для предполагаемого нового студийного альбома, но пандемия положила все эти планы «под сукно».

«Чтобы  играть со Стоунами, им необходимо быть в одной и той же комнате, — объясняет Ричардс. – Я не теряю связи с Миком и Ронни (Вудом), и я пытаюсь прояснить для себя вопрос, а сможем ли мы «толкануть» совместную сессию в следующие несколько недель – но это все реально некий эксперимент».

И все-таки он все время сочиняет, когда возле него находятся две-три гитары, «лежащие по дому в стратегических точках в том случае, если я буду не прочь схватить одну из них».

«Быть автором песен – это одна из таких вещей… — говорит он. – Ты можешь услышать, как кто-то сказал что-то на кухне, и  к тому времени, когда ты доберешься до зальной комнаты, то у тебя уже наклевывается песня».

Как это широко известно, в сочинение песен Ричардс как бы «вляпался». Основная масса первых двух альбомов «Стоунз» была написана другими людьми. А потом, подстегнутые примером Леннона и Маккартни (которые написали их первый хит для «горячей двадцатки» — “I Wanna Be Your Man”) , Джеггер и Ричардс выбили из себя свою, оригинальную вещь.

Результатом была “As Tears Go By”, которую донесла до чартов Марианн Фейтфулл, и с этого момента родилось одно из самых великих авторских рок-партнерств. Всего за пару лет они написали такую классику, как “Paint It Black”, “Get Off My Cloud” и “(I Can’t Get No) Satisfaction”, рифф для которой пришел к Ричардсу во сне.

«Должен признать, что это была счастливая находка», -говорит он.

Он утверждает, что никогда не учился композиторскому ремеслу, вместо этого полагаясь исключительно на свои инстинкты. «Знаешь, просто выхватывая ее из воздуха, и ты не знаешь, откуда она появилась. Это прекрасная загадка», — говорит он.

Так есть ли у него планы по поводу отметить 60-ти летие «Стоунз», которое постепенно подходит с 2022 годом ?

«Я даже и не думаю об этом, — фыркает он. – Не знаю. Наверное, надо будет купить себе новую кресло-коляску».

Делая паузу на минуту, он снова прорабатывает этот вопрос. На этот раз в его голос едва проникает намек на некую тоску.

«Да, именно эта жизнь… она довольно исключительна. Иногда я реально пребываю в растерянности, пытаясь типа как сделать выводы о том, какого же черта я добрался до сюдова».

«Но музыка – это та вещь, которая заставляет тебя идти, и вот почему я стараюсь и концентрируюсь на ней».

 

Добавить комментарий