Кит Ричардс: с миру по «Exile»

Газета “Chicago Tribune” (США), 12.05.2010. 

Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый, 2014.

 Как ты объяснишь тот факт, что нам (слушателям) досталось всего десять ранее не выходивших песен?

Кит: Подобных записей вполне можно было бы насобирать еще на один целый альбом, и я поражен объемом не использованного нами в итоге песенного материала. Тот, 1971 год, получился для нас, в плане творчества, крайне плодовитым. Мы «прошерстили» все наши загашники. Мы очень многое так и не воплотили, но нашли лучшее из имевшегося у нас на руках. Вот слушали мы какие-то песни, и спустя 40 лет отдавалась мысль набатом в голове: «Поразительно, неужели мы это так и не закончили?».

Почему песня «Plundered my  Soul» в свое время так и не попала на оригинальный альбом?

Возникла сложность, встал вопрос, в каком формате выпускать «Exile», двойником или одинарным диском. Наша фирма грамзаписи хотела одинарный, но эти чертовы записи начали жить своей собственной жизнью. Тройник мы, скорее всего, так бы и не осилили. Попробовали выпустить «Plundered  my Soul» в формате сингла, но оказалось, что это невозможно. С таким же успехом можно раздирать любимых детишек на части.

Чувствовал ли ты, что на тот момент группа находиться в великолепной музыкальной форме?

Настрой  был  очень  хорош. На дворе стояло длинноежаркое лето. Записываться вне стен студии было для нас чем-то из ряда вон, как и для любой другой группы того времени. Стоило нам только «раскочегариться» и мы поймали свой собственный ритм. Запись каждого альбома настраивает вас на определенный лад. Но возможно тот факт, что мы были реальными изгнанниками, добавил записи дополнительный кураж.

Правда? Я знаю, что дома, в Англии, у вас возникли проблемы с налогообложением, но бездомными вас трудно было тогда назвать, не так ли?

Да, если честно, то я с легкостью воспринял мысль о том, что какое-то время мы можем пожить на юге Франции. Но, наверное, мы все испытывали этот настрой, а именно не желание возвращаться домой. Вот какое тогда у нас было настроение, и это настроило нас на работу.

Кит, ходит много легенд о ваших ночных пристрастиях. Был ли ты настроен от души повеселиться в поместье «Nellcote»?

Конечно, было так, что мы заседали до глубокой ночи. Я тоже слышал множество историй, но надо сказать, что я, ребята, в основном торчал на верхнем этаже, и поэтому практически не видел все эти оргии, дебоши. Да, признаю: веселье в этом доме не останавливалось ни на минуту. Но, ребята, я бы не смог делать все одновременно, а именно — сочинять песни, записывать пластинку, а попутно еще и угорать.

По ходу тех сессий     записи музыканты вашей группы то появлялись, то исчезали. Можно подумать, что все это было каким-то странным стечением обстоятельств.

 Так и было. Многие из этих песен были записаны только с двумя-тремя музыкантами, в тот момент, когда мы ждали, когда все будут в сборе. Песни могли записывать мы с Миком, или я и Чарли. Могла появиться какая-то мысль, и ты садился ее развивать. Все было подвержено делу случая. Особенно первые несколько недель, никто не в состоянии был отличить собственную задницу от пустого места. Но как только мы вошли в рабочий ритм, в том доме еще был бункер, и много тяжелой работы было сделано именно там.

Тогда было жарко, и инструменты постоянно расстраивались, тем самым это нисколько не способствовало записи.

Да, все верно. Приходилось перебарывать себя и адаптироваться к условиям, но если становилось реально невмоготу, тогда долго мы там не стали бы задерживаться.

Потом вы приехали в Лос-Анджелес для того, чтобы дописать пластинку. С чего  бы  это?

Просто не смогли бы дальше работать в «Нелькоте». Этот особняк отлично подходил для записи базовых дорожек, а вот вокальные партии и прочие наложения там уже было не сделать. Но сам костяк всей записи был сделан именно в бункере.

Судя по его тогдашним комментариям, Мик был не доволен альбомом на момент его выпуска.

Все что могу сказать, касательно Мика и его отношения, я пока еще не встречал вокалиста довольного громкостью своего голоса на записи. Но опять же, пластинку микшировали мы с Миком и с Джимми Миллером, и я не понимаю недовольство Мика. Но я наблюдал как он (Мик) работает над данным переизданием, и он очень проникся этой записью и услышал в ней больше, чем в свое время.

А как происходило пересведение более старого материала?

Я старался не испортить оригинал, не нарушить его своими лишними телодвижениями. Мне не хочется добавлять в сорокалетнюю запись какие-то модные, современные идеи. Моя задача состояла в том, чтобы оставить оригинальные дорожки неприкосновенными, защищенными от сторонних влияний. Но на дополнительных треках, часть вокальных партий пришлось перезаписывать. На одной песне мы расслышали одну акустическую гитару, потом на две третьих партии была наложена другая акустика. Должно быть, тогда я порвал струну, поэтому пришлось мне делать наложение. Я бы не стал касаться оригинальных дорожек даже после спора с кулаками.

Джимми Миллер был раскритикован за отчасти грязное продюсирование, когда часть слушателей посчитало звучание немного неряшливым.  Как   ты   это  прокомментируешь?

Мне очень нравится проделанная им работа, и, на мой взгляд, лучше Джимми никто бы просто не справился. Он был замечательным продюсером и прекрасным другом. У него было множество хороших идей, и к тому же он был чертовски хорошим барабанщиком.

Вам помогло то, что он сам был музыкантом?

Да, это явно имело свои положительные последствия. Джимми был не просто специалистом, ставившим вам звук, он и играть умел.

Не «подсиживал» ли Миллер Чарли, как ударника?

Нет! У барабанщиков развита  взаимная  симпатия. Стоит двум ударникам встретиться, и они тут же начинают обсуждать свои том-томы и всякие там парадидлы (смеется).

Многие считают «Exile» лучшей работой Stones. На твой взгляд, подобная оценка вполне заслуженна?

Возможно, так происходит из-за формата, из-за того, что это была двойная пластинка. Едва  ли  у  меня получится объяснить  подобную любовь слушателей. Этот альбом  выдержал   проверку временем. Я до сих пор его слушаю, а это о чем-то да и говорит. Я с удовольствием как бы возвращался с этими песнями во времени. Вспоминая сами дорожки, я могу вспомнить, как пахло в том подвале, могу вспомнить запах этой пыли. Эти записи будили во мне массу разных воспоминаний.

Для многих «Exile» это «фирменная» запись Кита в альбомном каталоге «Stones». Ты согласен с подобным мнением ?

Возможно, подобное мнение сложилось по причине того, что данная запись была сделана в моем доме. Но лично для меня эти сессии никогда не нарушали равновесия между мной и остальными музыкантами нашей группы. Когда полностью захвачен самим процессом создания музыки, процент вещей твоего авторства может быть не столь уж явным, особенно в моем случае.

Во многих песнях этой пластинки явственно чувствуется корневая американская музыка. Вы  черпали  свое  вдохновение  именно  в  ней ?

Так  получилось  явно  неумышленно. Но в конечном итоге, мы шесть лет практически не вылезали из гастролей по Америке. На мой взгляд, «Exile» дал нам возможность выбрать именно ту музыку, которую мы слышали в Америке. Мы играем американскую музыку, а именно рок-н-ролл и блюз. Поэтому многие наши наработки родились на основе многолетней работы на американском музыкальном рынке. Музыканты «Stones» никогда не идут по проторенному пути и не ставят перед собой никаких целей. Сущность группы в том чтобы передать определенный настрой, определенное чувство, и сперва нужно определиться, что это за чувство. И  только   потом   уже   можно   работать.

Какие отношения у тебя, как у гитариста, складывались с Миком Тэйлором, в противоположность взаимодействия с Брайаном Джонсом?

Мы с Брайаном очень плотно работали как над ритм-партиями, так и над соло. Если же говорить о сотрудничестве с Миком Тэйлором, то он такой скорее солист, и мне приходилось подстраиваться. Тогда было очень приятно, как бы заново изобретать звучание нашей группы, так как Мик явно многое изменил. Он прекрасный музыкант и было крайне важно найти новый подход. Надо признаться, что я получал огромное удовольствие от совместного музицирования, и серьезно разозлился, узнав о его уходе.

Тогда ты сочинял, держа в голове партию второго гитариста, то есть партию Мика?

Это умение развивалось по ходу написания  новых песен. Когда вы что-то сочиняете, можно делать паузы по ходу сочинения. Процесс сочинения новой музыки прекрасен возможностью «гитарного дуракаваляния», тем самым неожиданно могут рождаться какие-то новые идеи. Все остальное – украшательство, редактирование и обдумывание. Самый классный момент – это рождение новой музыки из ниоткуда. Это мой любимый момент.

Как же вы с Миком сочиняли в «Nellcote»?

Старались делать это на пару с остальными музыкантами нашей группы. Могли заявить, что на завтра пока никаких новых песен мы не сочинили, а потом сочиняли их прямо на месте. Таким вот образом в один из дней родилась песня «Happy» и несколько остальных. «Tumbling  Dice», получилась быстро, и развивалась она под рабочим названием «Good  Time  Women». Первоначальный вариант отличался от конечного только одним, отсутствием текста, но основной рифф был таким же.

Как ты отважился взять и спеть «Happy»?

Я спел до появления Мика в тот день. Потом он приходит и говорит: «Вау, классно, я бы так не смог». Мик  присоединился  ко  мне в  припевеМне важно   работать   быстро. Начинаем в два часа, а заканчиваем в пять.

Представляю, как обрадовалась ваша фирма грамзаписи, когда вы пришли к ним с двойником.

Лейбл
  захотел  все  это  «располовинить». Возник нешуточный  спорвмешались адвокаты  и  начались переговоры. Когда мы настояли на выпуске именно двойника, эта чертова запись зажила своей собственной жизнью, и Мик был настроен именно на двойной формат. Мы «дожали» лейбл, и в итоге вышли победителями.

Что  ждет вашу группу в ближайшем будущем?

Не   знаюЯ   вижусь   с   ребятами   раз   в   неделю  или   что-то типа  того. Наверное, мы обменяемся некоторыми идеями. В этом году выступать не станем, но возможно что-то да и запишем.

 Тебе бы хотелось записать новый альбом?

Да, определенно. При встрече с парнями для меня важно прочувствовать общий настрой, потому что каждый должен этого хотеть.

Добавить комментарий