«The New York Magazine», 07.02.2005.
- К какой культуре тебя приучили родители ?
- От родителей мне передался интерес к Лотте Ленья и Брехту-Вайлю. Я люблю и классическую музыку – это тоже от родителей. Я люблю Кола Портера – это от папы. И мне читали сказки Оскара Уайльда.
- Можешь ли ты припомнить первый концерт, что ты услышала?
- Не знаю… Первой оперой, на которую я пошла, была “Тоска”, которую пела Мария Каллас. Когда мне было 14, я пошла на братьев Эверли – это меня по-настоящему впечатлило. Просто смотреть на их лица. Это было невероятное зрелище – они были словно любовники.
- Твои первые впечатления от изобразительного искусства?
- В 60-е я ходила на большую ретроспективу Пикассо в галерею “Tate”, и по-моему, на ретроспективу Энди Уорхола. Моя мать с удовольствием знакомила меня с подобными вещами. Мы жили в Рэдинге и ездили совершать путешествия в мир культуры в Лондон.
- Кто был твоим кумиром, пока ты росла в Рэдинге ?
- Оскар Уайльд. Не знаю почему, но именно он. Может быть, потому что я в Рэдинге росла – ты, наверное, читала “Балладу Рэдингской тюрьмы” ? Я помню, как моя мать повела меня в рэдингскую тюрьму посмотреть камеру, в которой Оскар отсиживал срок. Я была очень шокирована тем, что возле неё не было таблички с надписью “Оскар Уайльд был посажен сюда за гомосексуализм” (смеётся).
- Какая живопись или литература увлекала тебя в подростковом периоде ?
- Одним из значительных моментов было чтение Кандида. Мне очень нравились прерафаэлиты. Я любила рисунки Уильяма Блейка – это передалось мне от отца. Также – очень – Сальвадора Дали. Мы с матерью ходили в “Tate” на большую выставку сюрреалистов. Мне запомнилась картина Магритта с поездом, выезжающим из камина. В этом возрасте человек очень восприимчив к таким вещам. Сюрреализм оставил во мне глубокое впечатление на всю жизнь.
- Твои вкусы изменились, когда ты стала встречаться с Миком Джаггером?
- В общем-то нет. Но я стала очень увлекаться иллюстратором по имени Эдмунд Дюлак. Он иллюстрировал сказки. Я тогда покупала много книг с Дюлаком, они сейчас, наверное, очень дорогие. Но сейчас я не могу ими любоваться.
- Почему же ?
- Их Мик забрал ! (смеётся)
- Как на тебя повлиял Мик в плане музыки ?
- Мик был отличным учителем. Я узнала о “Motown”, о блюзе. Когда я познакомилась с Эндрю Олдэмом, то увлеклась “The Beatles” и “Thе Beach Boys”. У Эндрю была чудное авто, и в ней он обычно заводил “The Four Seasons” и много Фила Спектора.
- Интересно, какие культурные пристрастия были у Мика, помимо музыки ?
- Балет и театр. Мы ходили в “Covent Garden” на Нуреева. Когда я выступала как актриса, Мик приходил на “Три сестры” и “Гамлет” с моим участием. Я играла Офелию. Ещё мы ходили на знаменитую постановку Эдварда Бонда “Спасённый”, где убивали младенца в коляске! (смеётся) Мы видели и Гленду Джексон в постановке Питера Брука “Марат/Сад”. Тогда мы видели её впервые. Это было чудесно.
- Вот бы узнать о твоих пристрастиях в мрачные 70-е…
- …когда я немного скурвилась! (смеётся) Сидела в матернином особняке, только кололась, выпивала и слушала Дженис Джоплин, Отиса Реддинга, Хэнка Вильямса; тогда же я открыла для себя музыку кантри.
- Ты читала тогда хоть что-нибудь?
- Ну да, читала, только сплошной хлам.
- И что за хлам ?
- О Боже, ты такого никогда и не видывала. Английские исторические романы, я их покупала на перроне, когда ездила к матери в Беркшир.
- Давай поговорим о том, чем ты увлеклась в более счастливый период вашей жизни, когда ты вернулась на эстраду с диском “Broken English” в конце 70-х.
- Ни х%я не счастливый ! … На самом деле х$я, иначе у меня не получился бы “Broken English”. Я записала его, просто чтобы доказать самой себе: “Вот наконец ты сделала что-то, что показывает, кто ты есть”. Я точно помню, что одна из песен была вдохновлена Баадером-Майнхофф.
- Что ты сейчас читаешь ?
- Много разного о Марии — Антуанетте. Недавно мне попалась очень неплохая книжка Билла Миллера “Кэш: человек из Америки”. “Вышла замуж за коммуниста” Филипа Рота. “Илиаду”. Оскара Уайльда. И конечно же, мне фантастически понравились “Хроники” Боба Дилана. Теперь жду — не дождусь выхода “Хроник 2”.