“Guitar Player”, февраль 1980
Джэс Обрехт
Мик Тейлор официально стал Роллинг Стоуном 13 июня 1969-го, спустя 4 дня после того, как группу покинул Брайан Джонс. Он пришёл к концу сессии “Let It Bleed”, сыграв на “Live With Me” и “Country Honk”. Тейлор олицетворял грацию под давлением, когда вскоре после присоединился к Стоунз, он выступил для 250 тыс. зрителей на бесплатном концерте в Гайд-парке. В ноябре он предпринял 6-й североамериканский тур группы, записав “Get Yer Ya-Ya’s Out” в “Madison Suare Garden” и поучаствовав в трагическом концерте на автополигоне Алтамонт, во время которого в сутолоке с членами «Ангелов Ада» был смертельно ранен юноша.
В течение следующей половины десятилетия Тейлор добавил соло на блюзовой основе и слайд-гитару в “Sticky Fingers”, “Exile On Main St.”, “Goats Head Soup” и “It’s Only Rock’n’Roll”; примерным образцом может служить его заключительный джэм во время “Can’t You Hear Me Knocking”. 12 декабря 1974 года Тейлор объявил о своем уходе в отставку, объяснив: «Последние 5 с половиной лет со Стоунз были очень радостными и вдохновительными. И имея в виду мое отношение к остальным 4-м участникам – а это лишь респект к ним как к музыкантам и людям. К группе у меня нет ничего, кроме уважения, но сейчас мне кажется, что время двигаться вперёд и сделать что-то новое».
«Я многому научился у Мика Тейлора», — объяснил Кит Ричардс в 1977-м. – «потому что он – такой красивый музыкант. Я имею в виду, когда он был с нами, то было время, наверное, большей определенности, скажем, между ритм-гитарой и лид-гитарой, чем в любое другое время в Стоунз. Более, чем сейчас и более, чем когда с нами был Брайан, потому что Мик Тейлор – такой тип исполнителя; ты знаешь, что он может делать так. Он классный парень». Наше интервью прошло в конце 1979-го, вскоре после того, как “Columbia” издала соло-альбом Мика.
- Как произошла твоя первая стыковка с Роллинг Стоунз ?
- Через Джона Мейолла. Понимаешь, Джон был их реально хорошим другом; он знал их очень давно. Они начинали точно так же, как и он, реально: они играли в клубах в Лондоне и вокруг. Стоунз играли тот же стиль, только чуть более ориентированный на ритм-энд-блюз, чуть более на рок-н-ролл. Джон присутствовал на одной из их сессий записи, когда они работали над “Let It Bleed”. Они рассказали ему, что ищут гитариста, потому что хотят снова гастролировать; пару лет они особо ничем не занимались. И он сказал: «Слушайте, вы можете взять моего гитариста, потому что он только что ушёл».
- Так что же, ты уже покинул Мейолла ?
- Ага, я уже ушел от Джона, сам того не ведая. Я собирался создать некую блюзовую группу, или более ритм-энд-блюз группу, на самом деле. У меня не было каких-то определенных идей в плане того, что я собираюсь делать, не считая, что я хотел играть в более тяжелой ритм-энд-блюз группе. Джон принял решение не использовать барабанщика для своей следующей группы, что абсолютно не соответствовало моему стилю. И вот, я ушёл. По-любому, он рассказал им обо мне, и они позвонили мне. Я просто пришел и сыграл, и это было просто то, что надо, просто хорошо. И вот, они попросили меня присоединиться.
- Что ты ощущал, когда они попросили тебя ?
- Знаешь, трудно описать, реально. Это была большая честь, неким образом я был очень польщён, но также я реально ощущал, что это была та группа, которая на то время мне подходила. Наверное, странно слышать: «та группа, что на то время мне подходила», но это было именно так, потому что мне не хотелось просто играть 12-ти тактный блюз. И мне реально казалось, что я могу добавить многое к тому, что они делают.
- В известной степени ты сделал прыжок в немедленный статус «звезды».
- Да, но я никогда не ощущал подобного, потому что они стали такими успешными не из-за меня, понимаешь ли. Многие зададут мне этот вопрос, и я действительно сделал этот прыжок. Но дело в том, что так как они уже были известны, я не относил этот успех к себе.
- Какими гитарами ты пользовался, когда начинал в Стоунз ?
- Я пользовался «Лес Полом» и «Фендером Страт». Ещё у меня был «Гибсон SG». Мой «Лес Пол» был ’58 цвета заката; интересно, что эту гитару я купил у Кита Ричардса за некоторое время до того, как я присоединился к группе. Я без понятия, почему он решил её продать, но я помню, как пошёл в студию забирать её. Я особо не помню знакомство с ним; я познакомился с Иэном Стюартом, их роуди, который также играет на фортепиано. Я сказал ему, что я в поисках «Лес Пола», потому что другой был украден. Он сказал: «Слушай, у нас есть один на продажу, приходи в студию посмотреть его». Кажется, тогда Стоунз записывали “Beggars Banquet”. На гитаре был рычажок «Бигзби», который я снял. Забавно, что когда я встретился с Китом позднее, то пришел с той самой гитарой, что раньше была у его. Всегда было 3 гитары, которыми я пользовался чаще, нежели чем-либо, и это тот самый «Лес Пол», «Страт» и для слайда я часто пользовался «Телекастером».
- Как ты отрабатывал свои партии с Китом ?
- Мы реально никогда сознательно не отрабатывали их; они просто как бы «случались». Он играл в песнях большую часть риффов, а я играл большую часть соло.
- Какова была твоя роль в перекомпоновке “Country Honk” в “Honky Tonk Women” ?
- Ну, я определенно добавил нечто в “Honky Tonk Women”, но к тому времени, как я появился и сделал наложения, она была более-менее завершена. Они уже записали основной трек, но он был очень грубым и неполным. Я добавил к нему несколько гитар, но не играл риффы, с которых она начинается – это играет Кит. Я играл некое кантри-влияние и роковые ходы между куплетами. Моя партия на “Country Honk” была не на обычной гитаре, а на одной из этих дешевых маленьких гавайских гитар «Селмер», которая лежала у меня на коленях, в обычной настройке.
- Как случилось, что на сессиях “Let It Bleed” был Рай Кудер ?
- Он уже был в Лондоне с Джеком Ницше, который продюсировал фильм “Performance” с Миком. Знаешь, там много Рая Кудера. На то время он был поблизости, и он сыграл слайд-гитарой в “Sister Morphine”, просто потрясно. Она классная. Думаю, что оттуда Кит научился настройке гитары в “Honky Tonk Women”. Это настройка в открытом соль-мажоре: ре, соль, ре, соль, си, ре (от нижней к верхней).
- Какими концерты Стоунз были по сравнению с турами Мейолла ?
- Они были совершенно иными. Мы по-прежнему поднимались на сцену и играли концерт, но все остальное в этом плане было абсолютно другим. В тысячу раз больше народу. В том туре в 1969-м мы записали “Get Yer Ya-Yas Out”.
- Кто играл соло в песнях Чака Берри ?
- Мне кажется, на “Carol” я играл соло, а Кит играл соло на “Little Queenie”.
- Каково твое мнение о “Sticky Fingers” ?
- Мне нравится этот альбом; он один из моих любимых альбомов Стоунз. В нём есть простор и спонтанность, которые мне нравятся. Там есть трек под названием “Can’t You Hear Me Knocking”, который у меня один из любимых.
- Джэм в конце песни был запланированым или спонтанным ?
- Он просто произошёл случайно; это никак не планировалось. Ближе к концу песни мне просто захотелось продолжить играть. Все уже побросали инструменты, но плёнка по-прежнему крутилась, и это звучало хорошо, так что все быстро снова взяли свои инструменты и продолжили играть. Это просто произошло, и это была вещь с первого дубля. Кажется, что очень многим реально нравится та часть. Прошло много времени с тех пор, как они делали нечто столь же непринуждённо, как это. Наверное, со времен “Going Home”, того длинного инструментального джэма, что они сыграли на одном из своих альбомов под названием “Aftermath”.
- На каких гитарах ты играл в “Sticky Fingers” ?
- Я играл на коричневым «Гибсоном ES-345» на “Dead Flowers” и соло в “Can’t You Hear Me Knocking”. Партию слайда в “You Gotta Move” я играл на «Фендер Телекастером». На “|Sway” я пользовался «Лес Полом»; в этом треке Кит не играет. Мик Джеггер играет на ритм-гитаре.
- И что, ты сыграл партию слайда и соло ?
- Да, но они оба сыграны в одно и то же время. Я одел слайд на мизинец, так что остальные пальцы были свободны, чтобы играть по-обычному, и я переключался от одного к другому. Это было сыграно в обычной настройке.
- Была ли гитара “National” на “You Gotta Move” ?
- Китова. У него было 2 гитары по-типа “National”. Одна из них была полностью стальная, а другая была реально классная, красивая гитара, которую он достал в Бразилии. Она была похожа на гитару “National”, но из дерева и металла. Я не уверен, играл ли он именно на этой или на другой.
- На чём ты играл в “Wild Horses” ?
- Я играл на одной из акустических гитар «Гибсон» Кита в том, что называется «Нэшвиллский строй». Гитара настроена именно так, как обычная, но используются все первые и вторые струны и настраиваются в октаву. Это похоже на игру на 12-ти струнной гитаре без остальных 6-ти струн. Это лучшее, как можно описать её. Кажется, я также играл и на 12-ти струнке. Кит сыграл «электрическое» соло в “Wild Horses”.
- Была ли большая часть твоих соло наложением ?
- Да, и обычно все с первого-второго дубля.
- Что делало звук этих пластинок уникальным ?
- Они реально шедевры, реально горячи. Дело не в том, что мы играли в студии сильно громко; обычно мы использовали маленькие усилки. Большую часть времени мы пользовались «Фендер Твин Ревербами». Есть некое «эхо ленты», похожее на эхо «Ревокса», которое они использовали много раз, когда для них продюсировал пластинки Джимми Миллер. Именно такое эхо на гитарном вступлении в “Can’t You Hear Me Knocking”, и в нескольких других вещах. Если ты прислушаешься, то услышишь его – это очень быстрое, «тесное» эхо.
- Иногда вокал Джеггера просто «зарыт».
- Да, правильно. Не знаю, почему. Они никогда сознательно не убирали вокал вглубь микса. Думаю, это было больше потому, что был сильнее акцент на тяжелые бас-барабаны, тяжелый бас.
- Что тебе нравится в “Exile On Main St.” ?
- О, на этом альбоме – довольно многое ! Мне нравилась “Shine A Light”, где я играл на басу. Там есть несколько песен, где я играл на басу. Я играл на групповом «Фендер Джаз Басе», потому что Билла не было, он опаздывал, и никто не утруждался ожиданием. На самом деле, это происходило довольно часто. Я не имею в виду, что Билл опаздывал много раз, мы не всегда собирались там вместе в одно и то же время. Если мы были в настроении играть, то мы так и делали. Вот почему трек-подложка на “Sway” был записан только Чарли, Миком и мной.
- Был ли ты доволен “Goats Head Soup” ?
- “Goats Head Soup” – не мой любимый альбом, но в нём есть куча интересных вещей. Я считаю его слабым альбомом, он несколько без «направления». Думаю, что на то время мы все считали именно так, Мне нравится блюзовая песенка “Hide Your Love” и трек с соло гитары «вау-вау» в конце – “Heartbreaker”. В том альбоме я также немного поиграл на басу. Я играл на басу в “Dancing With Mr. D”, “Coming Down Again” и “Can You Hear The Music”.
- Есть ли у тебя какие-нибудь любимые соло или песни на “|It’s Only Rock’n’Roll” ?
- Ага. Самая лучшая, как гитарные соло – это “Time Waits For No One”, которая была первой песней, что мы записали для “|It’s Only Rock’n’Roll”. Мы не виделись друг с другом около 3-х месяцев, и она была записана за 1-2 дубля. Мы немного «приостановили производство», потому что завершили американский тур, и каждый поехал в свою отдельную часть планеты и отдыхал. Я поехал в Бразилию и, возможно, поэтому в ней есть небольшое «латинское» влияние. Да, присоединяйся к Роллинг Стоунз и повидай мир. Мне также нравится тот трек “|It’s Only Rock’n’Roll”.
- Ты уже про себя решил, что покинешь Стоунз, когда ты записал “|It’s Only Rock’n’Roll”?
- Это было позднее в том году. Мне немного начало надоедать. Мне хотелось раздвинуть свои границы как гитариста и заняться чем-нибудь ещё.
- Ты начал уставать от рок-н-ролла ?
- Нет, я не начал уставать от рок-н-ролла, но после 5-ти лет это начало становиться несколько регламенированным и несколько предсказуемым.
- Ощущал ли ты себя «пониженным» до позиции лид-гитариста ?
- Да, и более того, я только им и был. В то время я реально не сочинял песен. Я только начинал писать, и очевидно, это повлияло на мое решение. Я знаю, что если я и напишу какие-нибудь песни, то они не будут использованы. Но я по-любому на это и не рассчитывал, потому что большую часть материала для Роллинг Стоунз всегда писали Мик и Кит. Они – Роллинг Стоунз, понимаешь ? Они -идентичность Роллинг Стоунз, реально. Они и песни, которые они пишут.
- Ты всегда ощущал себя полнокровным участником ?
- О, конечно ! Я всегда это ощущал.
- Они доброжелательно относились к твоему вкладу ?
- Ага. Когда дело доходило до предложения идей и участия в вещах, это было отлично. Для каждого было достаточно пространства, чтобы предлагать вещи и пробовать вещь в ином ключе. Иногда Билл мог сказать: «Давайте-ка попробуем вот этак», или я говорил: «Ну-ка, давайте попробуем это по-другому». Было довольно просторно, реально.
- Тусовались ли Стоунз вместе, или это были больше деловые отношения ?
- К тому времени, когда я ушёл, это было больше похоже на деловые отношения. Когда мы жили в Англии, то обычно более-менее тусовались группой. Чем больше мы ездили в туры, тем меньше мы виделись друг с другом.
- Звук Стоунз довольно изменился после того, как ты покинул группу.
- Думаю, может ты и прав. Мне нелегко судить, потому что я был довольно вовлечён в него. Мне нравится “Black And Blue”, и думаю, что “Some Girls” – это хорошая пластинка для вечеринки. Она не из числа моих любимых альбомов Стоунз, потому что некоторые другие были гораздо лучше.
- В течение периода с “Let It Bleed “ до “Exile On Main St.” было много новаций и роста.
- Именно. Было также и много энергии, и казалось, что это куда-то движется. Это было тогда, когда мне показалось, что это никуда не движется, почему я и ушёл.
- Каков был самый нелёгкий аспект — быть одной из самых известных групп мира ?
- Терпеть всех этих сумасшедших, что их окружают ! Они классные, но много других людей, которые все время ошивались поблизости, такими же классными не были.
- Спустя некоторое время ты почувствовал, что твое творческое начало…
- Было подавлено ? Да, так оно и было. Правда, нужно иметь в виду, что я был немного младше всех остальных, и когда я присоединился к ним, то они уже давно имели успех. Понимаешь, есть кое-кто, кто просто может гарцевать от вершины к вершине, они могут оседлать чей-то чужой успех. И есть кто-то, для кого этого недостаточно. Мне этого было недостаточно.
- Что ты сейчас думаешь по поводу своего решения об уходе ? Случился ли он в нужное время ?
- О да, абсолютно так. Я нисколько не жалею.