Занося боль в картотеку …

От переводчика: изначальный текст попал ко мне в 2007-х годах от моей зарубежной подруги по переписке, назовем ее «хорошая девушка лиНда». Она транскрибировала текст с видеозаписи специально для меня. Nathan

Нижеследующее интервью было проведено актрисой Кэндис Берген на телешоу под названием “Exhale”, которое она вела недолго. Мне повезло увидеть это шоу, а также записать его. Оно было снято в тот год, когда вышел “Vagabond Ways” (1999). Это довольно юморное и глубокое интервью. Много шуток между Марианн и Кэндис. Марианна выглядела красивой, как никогда. Ну, вот и само интервью. Наслаждайтесь.

- Ну, кажется, мы начинаем. Добро пожаловать в “Exhale”. Я Кэндис Берген. Моя первая гостья сегодня – это Марианн Фейтфулл. Которая  посредством интеллекта, таланта и почти потусторонней стойкости выжила после своей почти 40-ка летней карьеры, которая простиралась ото всех возможных высот и до самых доступных низов.  Более чем однажды она воспаряла, словно птица Феникс. И теперь ее жизнь и карьера полностью под ее контролем. Гранддама поп-музыки. В прошлом году на VH1 она заняла 25-е место в числе сотни величайших женщин в рок-н-ролльной истории. И вот, безумно рады видеть тебя !

- Насколько это болезненно, когда тебя описывают как «оставшуюся в живых» на протяжении десяти… как будто бы сорока…

- М-м-м, я долгое время реально никогда не понимала значение этого слова. Когда говорят «оставшийся в живых», то на самом деле я думаю о выживших после Холокоста, или выживших среди гражданского населения Вьетнама. Я думаю о чем-то вроде этого. Так что, то есть… это чудесно – быть оставшейся в живых, но я никогда реально не думала, что все это вот так серьезно. Понимаешь ли, я… и потом, здесь эта мысль, что когда ты осталась в живых после чего-то, то в то же самое время тебе реально не позволено благоденствовать. Просто достаточно того факта, что ты осталась в живых.

- Угу.

- Я не знаю. Я пришла к осознанию этого, и понимаю, что когда кто-то говорит: «Ну, ты была реально выжившей», то они не имеют это в виду как оскорбление, или указку на некую слабую черту, или невезение, что является совсем другой штукой. Я не знаю, то есть, когда была молода, то я была реально очень, очень обидчивой, и меня было легко обидеть. Мне пришлось реально поучиться настоящему смыслу слов.

- Угу.

- Но, конечно же, я осталась в живых, и я горжусь этим.

- Да, и вот сейчас здесь, спустя много лет, ты — реинкарнация, изобретенная заново, и это… и  это классно! М-м-м, когда ты говорила, что когда была моложе, откатываясь намного назад, м-м-м… твоя семейная история, Марианн, невероятно интересна.

- Это так. Ага.

- И эксцентрична. И даже не только потому, что просто твои мать и отец, но и твои бабушка и дедушка по материнской линии. Ты… а-а-а…

- Ага. Это классно, то есть, у меня реально были родители, подходящие для меня. Чтобы, м-м-м… пройти по той жизни, что мне была уготована. Что, конечно, я не знала реально, какой она должна была стать. Но у меня не могло быть еще лучших родителей… они были терпеливыми, они были любящими, в высшей степени интеллигентными. Моя мать учила меня танцевать и очень хорошо кормила меня. Я хочу сказать, все правильные вещи, в которых я могла бы нуждаться ради… у-у-у, чтобы пройти через довольно нелегкий жизненный путь.  Так что у меня хорошее здоровье, знаешь… М-м-м, просто отменное. Понимаешь, и я им реально нравилась. Они реально любили меня. Что очень хорошо, когда это есть  в твоей жизни. Именно вот такая любовь.

- И будучи устроенной в женский пансионат с семи лет, не наложило ли это отпечаток на…  Это было просто…

- Да. То есть, моя мать хотела, чтобы я была там, потому что и она прошла через женский пансионат, и конечно же, в Европе, на континенте, никто не относится к католической вере так серьезно… это просто… просто есть. В Англии, потому что это не та государственная религия, в плане которой люди  становятся столь фанатичными. А в Ирландии, конечно, становятся. М-м-м, мой отец очень беспокоился по этому поводу. Он считал, что м-м-м… поступить в пансионат – это значит  создать мне на всю мою будущую жизнь проблемы с сексом. И я не думаю, что это так, кажется, не совсем. М-м-м, пансионат научил меня неким грациозным движениям, что довольно мило, когда оно есть. То есть, наверное, я просто чуть поверхностна, и это не зашло слишком далеко. Но м-м-м… я вспоминаю, какими красивыми были монахини, и то, как они двигались. И то, что на их лицах не было особого движения. И то, что они там до сих пор, я использовала это в своих ранних работах.

- Правда ?

- Да, М-м-м, я сейчас немного шебутная для того, чтобы быть в состоянии заниматься этим еще.

- (смеется)

- Я не знаю, это как-то более проникло в самое мое нутро, и я больше не могу быть такой же сдержанной, и конечно, я не монашка.

- (Кэндис, Марианна и съемочная группа за камерой смеются) Да уж, это точно, Марианна.

- Ага.

- М-м-м (пытается сдержать смех), а ты… а… так интересно, что пансионат был довольно странной «приготовишкой» для того, чтобы тебе стать одной из пионерок 60-х годов…

- Это была очень хорошая школа, Кэндис…

- Да, я понимаю…

- И это типа очень хорошо, когда это есть.

- Да.

- М-м-м… у меня были самые разные, всякие учителя. М-м-м,.. мой учитель по родному языку даже не был католиком, и это было типа хорошо.

- Угу.

- Я любила своих монашенок, они были… как сказать… ирландскими католичками. Но м-м-м, я… уверена, что это одна из причин, по которой я живу в Ирландии. Потому что я выросла на всей этой еде, и капусте, и картошке-пюре, и все эти голоса. Я до сих пор люблю бекон, и капусту, и картошку-пюре. Знаешь, я люблю именно такую еду. Она заставляет меня думать о детстве.

- Если бы тебя не заметил на вечеринке менеджер «Роллинг Стоунз» Эндрю Олдэм ?

- Он по-прежнему мой хороший друг.

- Да уж.

- Ага.

- М-м-, в общеизвестной ныне цитате, где он увидел ангела с большими… грудями…, м-м, ты бы могла войти в английскую литературу.

- Я… было бы неплохо… это было много всего… точно тогда, когда меня «открыли», я уже отсылала документы в… начиная Оксфордом и университетом Стэнфорд и кончая “UCLA”. Насколько же другой могла бы стать моя жизнь ! Если бы я поступила в Стэнфорд, то стала бы политиком. Не знаю, что… чем бы я закончила, понимаешь. Это была бы совсем иная жизнь.

- А еще ты сказала, что когда узнала, что Шарлотт Черч также была на этом шоу, то как тебя также, более или менее,  мать представляла в аналогичном амплуа, что ты могла бы стать таким же вот «чистым» подростковым сопрано ?

- Да, петь классическую музыку тоже, ага. Наверное, я просто подходила к ней не с той стороны (смеется). С налету это не получалось. И моя мать видела это. И что было классно в плане моих родителей, то есть, они могли не особо любить друг друга, но они типа вместе видели впереди меня…  то есть, они реально не пытались реально контролировать меня. Знаешь, они… моя мать всегда говорила… и годы спустя, когда для меня наступили очень, очень трудные времена, и они были как будто бы в трауре. И я могла сказать ей: «Зачем ты разрешила мне сделать это, как ты могла ?», знаешь… «Мне было всего 17», и она всегда на самом деле, на самом деле  стояла на своем. И она говорила: «Слушай, ты даже не представляешь, какой ты была в 17. Никто не cмог бы тебя остановить. Ты была настроена очень решительно». Ну, вот… и вот мы здесь.

(реклама)

- (очень передразнивая английский акцент) Привет. Приглашаем вернуться в “Exhale”… Кэндис Берген и я говорим с гранддамой рока Марианн Фейтфулл.

- (Марианна взрывается смехом) Ты имитируешь мой акцент.

- Да нет.

- Не нет, а да (смеется).

- Нет, я наверное, так не могу, оно само получилось в плане… так что, ну ладно, Марианн (Марианн разражается хихиканьем). М-м-м, и вот так мы хотим тебя спросить, так мало времени. М-м, ладно, по поводу твоей книги, твоей книги. Один критик назвал ее «леденяще остроумной». Это кажется, кажется, что ты…

- Не знаю, почему ее считают такой странной.  Наверное, я вспоминаю, что ее считали странноватой, потому что я в общем-то писала ее, дабы позабавиться, понимаешь ли. А что еще оставалось делать ?

- Понятно.

- Больше ничего не оставалось делать.

- Это достаточно неожиданно, но также и… у-у, это также классно и тут нет ни капли самосожаления или взаимных упреков.

- (унылым голосом) Это не работает. Я уверена, что ты знаешь это. Мы все знаем это из своей жизни. Это не работает.  У-м-м… тут мне реально жалко саму себя. Поверишь ли,  но я должна была (даже если и не смогла бы) найти во всем этом нечто забавное.

- Определенно, что они снимают кино по мотивам ?

- Да.

- И кто режиссер ?

- У-м-м, это… опция была куплена компанией Джима Шеридана, которая “Hell’s Kitchen”. Что очень мило, потому что все это происходит в Ирландии. Мне это нравится. Я реально надеюсь, что картину снимут в Ирландии, но мне нравится, что над сценарием работают здесь, и все эти вещи. Кажется, сценарий готов. Я еще не читала его. Так что — ах, теперь я начинаю верить, что это случится. И Джим,  я просто не отходила от него. Потому что вначале он просто хотел стать его продюсером. Он мой очень старый друг.

- Ага.

- И я реально не хотела, чтобы… я хотела, чтобы Джим сам стал режиссером. И он собирается им стать. И…

- стоИт ли длинная очередь из женщин, которые хотят сыграть тебя, Марианн ?

- Не знаю.

- О, я думаю, что знаешь, ты должна. Будет ли наверняка заинтересована Кортни Лав ?

- О, да. Да, знаешь, мне нравится Кортни, я думаю, что она довольно хорошая актриса, но в качестве «меня» она не подойдет совсем.

- Да.

-  Нет. Ахх…. Я бы хотела, чтобы меня сыграла Кейт Бланшетт.

- Знает ли об этом Кейт ?

- Да.

- О, отлично (смеется)

- Нет, нет, я видела ее на сцене.

- И там все будет прямо от возраста 17 лет до…

- Думаю, да. Да, это  нелегкая штука, эта кинокартина. Это очень широкие временные рамки.

- А также правда, что есть пьеса, в которой, ах… которая тоже на изготовке.

- Да… нет, я имею в виду, главная вещь – это фильм.

- Угу. Какая обратная реакция от тех людей, о которых ты написала в книжке ? Кто посчитал, что ты была к ним беспристрастна ?

- Ну, конечно же, тем человеком, кому она абсолютно понравилась, был Кит. Просто куда уж лучше. Потому что…

- (прямо в камеру) Кит Ричардс! (смех между Марианн и Кэндис)

-  Ему она очень понравилась. М-м-м.

- И мистеру Джеггеру.

- Не думаю, что он был так уж обрадован… всегда нелегко читать то, что о тебе написано в книжке, подобной этой. Так непочтительно. Понимаешь.

- И вот, ты созрела настолько, что созрел и твой голос (Марианн смеется), он такой поразительный. Ну, он довольно поразителен, имея в виду то, что когда записываясь в начале 60-х, тебе было 16-17, именно то невероятное богатство красок в твоем голосе.  И записав Курта Вайля и Кола Портера…

- Для меня это было очень интересно, что… это изменило мой голос, и именно тогда я начала использовать мой голос более так, как будто ты говоришь, но я пела это, понимаешь, это… это…

- Повлияли ли на него съемки в кино ?

- Нет, пока я не записала Курта Вайля. Я реально не собралась с силами. Я реально медлительна. Знаешь, можно подумать, что на это повлияли съемки в кино, но только тогда, когда я начала петь материал Брехта, то я поняла, что можно петь так, как ты обычно говоришь. Ты бы, наверное, поступила наоборот. Я никогда не пробовала такое.

- Со всеми этими освоениями, что ты сделала в плане музыки и некоторым образом переродилась, когда ты видишь своих современнков, я … я не буду называть имена, но когда ты видишь, как они по-прежнему поют “Satisfaction”, и ух…

- (еще больше смеха) Или «Зигги Стардаста», или что там тебе нравится. Я верю, что им бы понравилось, у-м-м, определенно… я знаю, что факт, что Боуи бы понравилось спеть те вещи, типа того, что я в состоянии петь. Мне очень повезло, что я не позволила полностью прибить себя к полу в одном особом ряду. Я…  я реально… я не знаю, это такая ли я умная, или просто мне лично очень повезло. И мне очень везет на многих уровнях, даже когда я ищу квартиру. В этом плане я очень хороша.

- (еще больше смеха) В этом случае мы все позвоним тебе.

- Мне реально везет, и не знаю, почему. Мне не везет с мужчинами. Но мне везет во всех остальных отношениях. И вот, я оказалась в состоянии совершить все эти путешествия, эти чудесные покорения вершин, которые я хотела сделать, и в чем нуждалась. И это во многом помогло мне в сочинении песен, понимаешь ли. Я никогда не хотела остаться в стране Курта-И-Берта навсегда. Я просто хотела увидеть, что произойдет, если бы я сделала это. И я знала, что это пойдет очень на пользу моему сочинительству. И я думаю, так и есть. У-м-м… я не сравниваю себя с Брехтом и Вайлем. Но они по-прежнему знают, как писать песню, эти парни.

- С кем на сегодняшнем поп-ландшафте ты чувствуешь с собой связь ?

- Мне очень нравится Бек. Я считаю, что он реально, реально хорош. У-м-м… мне реально, реально нравится “Blur” – английская группа, и я знаю их очень хорошо, и они абсолютные звезды. Я тебе подмигиваю. (Кэндис смеется) Тебе бы они понравились. Они только что издали новую пластинку. И она чудесна. Они реально классно выглядят, декаденты, трудолюбивые английские детки в традициях жанра.

- У-гу.

- По-моему, они отличные. И я написала с ними песню, и я работаю… те люди, с кем я работаю, это люди, о которых я думаю больше, естественно  — потому, что только когда я процеживаю их через себя, то реально чувствую, что они превосходны (разражается смехом). Ничего не могу с собой поделать.

- Как ты справляешься в наши дни с ролью бабушки ?

- Мне она нравится. Это классная работенка. Потому что тебе не нужно заниматься всей этой работой. Я хочу сказать, у меня есть эти два чудных маленьких мальчика в качестве моих внуков… я более сблизилась со своим сыном, понимаешь. После того, как вышла книга, то было реально много проблем, много трудностей. Что-то вроде встать на место мужчины и посмотреть на свою мать как сексуальный объект. Наверное, все проблемы из-за этого. А еще потому, что его забрали от меня, когда ему было 7 лет. И, в общем-то, как я считаю, промыли ему мозги. И я…

- Выросший со своим отцом.

- Ага. И я считаю, у-м-м… нет, тот сын, которого  я всегда знала, я никогда не сказала при нем ничего плохого об его отце. У-м-м. Но я знала, что в итоге он сам во всем разберется. И он сделал это. Так что мы сейчас… более близки, чем когда-либо, тогда, когда он был маленьким. Хотя мы всегда поддерживали близкие отношения, и сейчас он женат на этой очень милой  разбирающейся девушке. Её зовут Кэрол с «э». И, у-м-м… у меня есть эти два маленьких мальчика-блондинчика, одному 7 лет, а другому 3, и они просто очень милы. И они боготворят меня, они любят меня.

- (Кэндис смеется) Наверное, тебе это очень приятно.

- Я «Нана». И они говорят со мной по телефону, и я не могу… На самом деле, я бы очень хотела вернуться, чтобы увидеть их… и просто их… это полностью некритическое обожание. Это…  с их стороны все нормально.

- Нет. Такого никогда не было. У-м-м. После этого перерыва Марианн соберется спеть песню с ее текущего альбома, так что будьте начеку.

(реклама)

- Это достаточно отрезвляет – видеть, что сейчас носят ту же одежду  снова, не так ли ?

- По поводу одежды из 60-х, мне все равно, я не схожу с ума по одежде из 70-х… Но…

- Нет, это особенно  болезненно — видеть это опять. Но, у-м-м… конечно, моя дочь жалуется, что я не сохранила ничего из тех штучек…

- Ох! Прямо вот так.

- Нет, не сохранила. А кто знал ?

- Я понимаю, то есть, кто я такая, чтобы говорить, я тоже ничего не сохранила. Но конечно, у меня был всего лишь сын.

- (смеется) Да – это, наверно, лучше.

- (смеется) Ага, я не думаю, что он носил бы мои мини-юбочки, а кто его знает.

- У-х, вернемся на секунду к кино. Ты сыграла Бога в одной из серий «Совсем знаменитых» пару лет назад. У-м-м, насколько кастинг был в части тебя справедливым ?

- Я подумала, что он был… то есть, лучший кусочек – это то, что я не поняла, что все это  была шутка.

- У-м-м. (Кэндис смеется) У-х.

- Я знаю Дженнифер и она очень нравится мне, и я видела шоу, и она приехала повидать меня после кабаре “WeinMacht” – шоу Брехта в джаз-кафе в Лондоне. И  это было все, ты понимаешь, я играла своего Брехта и все эти штучки, и она спросила меня там, буду ли я в последней серии «Сов. Знам.», и я сказала: «Да, Дженнифер, я буду, но я не хочу играть саму себя, я хочу реально хорошую, настоящую роль. И она сказала: «О, о-кей, а как тебе Бог ?» И вот я сказала: «Да, было бы неплохо». И потом, я реально больше не задумывалась об этом. И потом, когда я появилась, то у меня оказался очень уютный костюм. Его сшила Бетти Джексон, и все такое. И я отнеслась к этому так, как обычно. Полностью серьезно. И я реально не поняла, что просто не врубилась, пока не прошло время, что на самом деле это было шуткой.

- Ну так, это всегда наилучшая роль, когда…

- Думаю, что так… это лучше исполнять ее, когда это —  реальность. И… просто игнорировать окружающую ржачку. И вот так я и сделала.

- После всего, у тебя ж опыта больше, и  вообще боишься ли ты чего-нибудь ?

- (глубоко вздыхает) Ну… да. Конечно, да. Я боюсь болезней, я боюсь смерти. По крайней мере, я так считаю. Хотя жизненный опыт показывает, что когда люди держатся вместе, то они относятся к этому поспокойней. У-м-м… я ужасный ипохондрик. У-м-м… я не боюсь того, что кончатся деньги или, у-м-м… каких-то рисков в своей работе, я  испытываю от этого удовольствие. Я не получаю удовольствия без денег. Но, у-м-м…у меня есть желание типа пройти дистанцию дальше. Мне все равно, если это нелепо, мне все равно, если еще много чего. Я волнуюсь за своих… это проблема с любимыми людьми, когда у тебя есть дети и внуки, то ты волнуешься за них. Надеешься, что у них все будет в порядке. У-м-м… но что это за выбор, когда ты можешь пройти всю свою жизнь до конца и никого не любить, разве не так ?

- Ты собираешься спеть песню, которую ты написала сейчас, под названием “File It Under Fun”.

- Ага.

- У-м-м. Песня о…

- Она о Микке.

- Джеггере.

- Да (Марианна и Кэндис смеются), она… она о дорогом старом Микке. И, у-м-м… представляешь, это со мной таки случилось. Я реально была на вечеринке…. Реально на вечеринке, и там была куча людей, которых я любила, и я просто делала кое-какие заметки, и пошла домой, и потом, спустя немного времени, я сочинила ее. Но такое случается со мной очень редко. Но это было забавно. И, у-м-м… есть нечто очень лечебное в том, чтобы переживать старую боль, старую радость и боль, какими являются любые отношения, и обьективизировать их, и превращать их в песню. Это убирает из них яд. И, у-м-м… знаешь, ты знаешь, когда ты на гастролях, это просто милая песня, которая называется “File It”.

- (смеется) Ты споешь ее для нас ?

- Да, конечно же.

- Спасибо, Марианн. А сейчас Марианн Фейтфулл споет нам тут песню “File It Under Fun From The Past”.

Тут Марианн и поет ее под аккомпанемент единственного гитариста.

Добавить комментарий