Кит Ричардс: «Слушаю то, что хочу»

Журнал Musician”, ноябрь 1997.

Автор: Роберт Дазчук.

Перевод: Анатолий Лазарев, 2011

- Трудно ли находить свежие идеи спустя все эти годы ?

- Проще. Сейчас я уже не форсирую этот процесс. Я поступал так раньше, но много лет назад понял, что ты не пишешь песни – ты «ловишь» их. Я начинаю с того, что сажусь и играю всё что угодно. Я пробую немного Моцарта на пианино или играю что-то из Отиса Реддинга или Бадди Холли. Через 20 минут или полчаса ко мне начинает приходить нечто другое, и я следую за этим, обыгрывая это по-разному. В некоторые дни «это» не приходит, и тогда я просто продолжаю путешествовать по каталогу Отиса Реддинга (смеется). Это – проблема распознавания (изображает, будто ловит бейсбольный мяч): «О, пришло!» Все, что нужно сделать – это немного сформулировать это и передать в эфир. Люди слишком серъезно подходят к процессу сочинения. Теория творческого кризиса – это чепуха: это случается только потому, что ты считаешь, что  твое дело жизни – это писать песни. Ты считаешь себя Богом и создаешь шедевр? Нет — ты просто получаешь нечто и затем передаешь в эфир. Таким образом, ты не задаешься мыслью: «Что мне написать?» Большей частью это – воля случая. Ты берешь аккорд и потом думаешь: либо «это не то», либо «это интересно».

- Не принимая во внимание то, как тесно ты взаимодействуешь с Чарли, вопрос в том как тебе и Рону Вуду удается не пересекаться друг с другом в игре ?

- Это то, что называется «древней формой плетения». Я имею в виду, иногда это так (тут изображает жестокую борьбу с удушением противника и злобными взглядами), но на самом деле это – отношения, основанные на взаимности. Люди должны забыть о разделении лидер-гитары и ритм-гитары. Это термины для детского сада. Ты – гитарист. Тебе больше нравится играть ритм-аккорды; пусть это будет твоей ношей. Но никогда не думай о разделении труда, вроде:  «Ты – это, я – то». Хорошая группа всегда старается перехитрить слушателя, так что никто не узнает, когда ритм-партия перейдет в лидер-партию,и когда этот другой парень автоматически бросит играть своё и продолжит другую партию. Никогда не зацикливаешься на этом: «Я играю аккорды, он играет запилы». В этом – все веселье данного процесса.

- Но как вы с Роном разрабатываете ваши партии так, что они дополняют друг друга?

- Обычно мы начинаем играть кто что хочет. После двух или трех дублей это похоже на: «Мы отрепетировали все ходы, но этот ход нам здесь не нужен. Мы чертовски много наиграли. Я буду играть так. Как насчет того, чтобы нам сыграть эту партию на акустике?» Самое замечательное – это то, что акустический инструмент может добавить треку много воздуха  и неожиданно слиться с тарелками ударника. Там, где все остальное – электрика, с добавлением акустики появляется выразительная «сухость»; она «размывает» звук. Пара нот настоящего пианино или акустической гитары заставляет трек «раскрыться» подобно цветку. Так что все учат «рыбу» песни, а потом ты доходишь до момента, когда говоришь: «Отлично, мы знаем, как играть. Звучит неплохо. А теперь как насчет динамики ?» (взрыв смеха). А потом ты «раздеваешь» песню и привносишь в неё все, что можешь. Иногда ты откладываешь её в сторону на несколько дней, забираешь кассету с записью к себе в  гостиничный номер, слушаешь и ищешь, чего здесь не хватает, а чего здесь слишком много, или подмечаешь, где можно пустить инструмент: «Тут нужно немного гитарного тремоло или немного саксофона». Вот так все и идет. Ты ни о чем не думаешь, кроме песни, и все вокруг сидят и слушают… но они также слушают, что происходит, когда они слушают. Вот почему тогда, когда кто-то говорит о хорошем или плохом ходе: «Это получилось случайно», я отвечаю: «Это – не случайно, это — инновация». Но можно смотреть на это с двух позиций: «Я сделал ошибку», или: «Нет, ты зашел куда-то не туда».

…Мик сидит в наушниках за синтезатором – я считаю это тюремным заключением. Это похоже на то, как: «Ты одеваешь эти штуки, потому что не хочешь, чтобы тебя беспокоили ? Или ты просто выкобениваешься ?» Видишь ли, синтезаторы настораживают меня. Ими вообще никто не должен пользоваться. Они должны стоять в задней комнате для парней, которые пишут аранжировки и песни… и никогда не записываются, играя на них. Они звучат так пластмассово, невнятно и мелко – нет динамики, нет воздуха, нет дыхания. Это – имитация инструмента.

- Но на альбоме “Bridges to Babylon” есть немного синтезаторов.

- Ну, я не против того, чтобы использовать его по вкусу здесь и там, но выстраивать всё вокруг синтезатора – это антитеза тому, чем являются “Stones”.

- Имея в виду всю историю группы, можешь ли ты сейчас избегать сравнения с твоими же старыми  записями ?

- Я ни с чем не сравниваю; я только усиляю или добавляю. Иногда я слышу по радио “Ruby Tuesday” или еще что-то, и это мне по-прежнему кажется классным. Когда ты идешь дальше, то понимаешь, что тебе нужно быть осторожным с тем, что ты слушаешь, так как то, что входит в ухо музыканта, потом выйдет из-под твоих пальцев, и если ты слушаешь всякий хлам только ради того, чтобы узнать, что покупают другие, то это может обернуться для тебя никчемной пьесой. Я слушаю только то, что я хочу слушать. Я не слушаю музыку с деловой точки зрения. Я знаю, что сейчас вокруг много хороших молодых музыкантов, и я вижу, что они сейчас в той же форме, что и мы, когда начинали, а именно: «Какого черта ты здесь вступил?» Но никто пока не способен дать публике хорошую встряску. Этот рынок находится в безвыходном положении. Все ведут себя вроде (берет номер «Биллборда» и начинает листать страницы): «Этот чарт, этот чарт, этот чарт, этот чарт». Раньше было так: если ты потрудился на славу, и если тебе самому это понравилось – тогда ты попадаешь туда. А теперь нужно изворачиваться, чтобы угодить этим людям. Это очень болезненно – стараться разложить музыку по каким-либо определенным полочкам. Наверное, каждый музыкант старается рано или поздно выбраться из этой «полочки», но в конце концов ты обнаруживаешь себя в бизнесе, где люди, ничего в этом не смысля, стараются упаковать твою музыку: «Вот это – рок для взрослых, а это – что-то другое». Единственное, чего ты сможешь добиться — это чтобы твою вещь прокрутили  только на этой или той радиостанции. Но кем бы были эти радиостанции без музыки ? Я не понимаю. Они управляют этим долбанным курятником, и от этого меня тошнит. «Ты любишь этот тип музыки, так что это – твоя радиостанция».   Я не хочу больше ничего слушать ? Я буду слушать только то, что они впихивают мне в глотку ?   Все эти «полочки», так ?

- Но тебе нечего и переживать по этому поводу.

- Точно, но я в курсе всего этого, и это вселяет в меня тревогу по поводу состояния этого бизнеса и того, сколько музыки проходит мимо нас. Я имею в виду – с меня довольно этого чертова рэпа  (начинает  издевательски изображать рэп под ритмические удары о колени). Я имею в виду: « У Мэри был ягненок, его шёрстка была белой, как долбанный снег». Что тут привлекательного ? Это – дерьмо для детского сада. Это похоже на караоке. Но я делаю пластинки, которые людям можно слушать. Естественно, здесь есть нечто привлекательное – пока они все не перестреляли друг друга, а это у них хорошо получается. Если вы хотите хорошего рэпа, то вам нужно послушать ранний ямайкский даб, которые весьма интересен. По крайней мере, они поют это не в одном и том же темпе.

- Конечно, но в то же время «Роллингов» критиковали за эксплуатацию современных влияний, в том числе диско и Карлоса Сантаны, -  несколько беспочвенно.

- Некоторое из этого, наверное -  хорошая критика. Многие из этих записей были случайными, так как это – то, что происходило в то время, и ты просто впитывал эти вещи в себя. Хотя “Miss You” и была чертовски хорошей диско-пластинкой, мы рассчитывали, что так оно и случится. “Undercover of the Night”, «Emotional Rescue” – это всё рыночные рассчеты Мика. И это – не лучшие записи, что мы сделали. Видишь ли, Мик слушает слишком много плохого дерьма. Он слушает всё, что происходит. На самом деле он – один из лучших инстинктивных певцов и музыкантов, с которым я когда-либо работал, но когда он начинает рассчитывать что-нибудь, то тогда у меня начинаются проблемы.

- На вашем новом альбоме есть вещи, которые, конечно же, напоминают других артистов, что явно отличается от попытки коммерческой имитации.

- Это – совсем другое. Здесь много мотивов. В “Out of Control” есть басовый рифф из “Papa Was a Rolling Stone”.

- Это кажется ехидством.

- Да, но хэй – если кто-то и может это сделать, то это – мы (смеется). Мик сыграл там соло на гармонике. Он делает это все лучше и лучше, друган. Он играл на харпе с Би-Би Кингом и набрался кое-чего  у Би-Би.

- Сам ты научился многому у самых разных групп за последние 35 лет. А что бы ты мог передать исполнителям завтрашнего дня в плане того, как полностью раскрыть потенциал своей группы ?

- Спорьте – столько, сколько возможно. Вы – в группе коммандос, в убойной лиге. Не нужно стараться быть агрессивным или управлять вашим курятником, но говорите то, что вы думаете. Важно не просто играть, а знать того парня, с которым ты играешь. Если ты только что присоединился и  не знаешь группу – то постарайся узнать.  И не будь уступчивым. Если ты таков, то у вас получится консенсусная, довольно безвкусная музыка.  Если ты наступишь кому-нибудь на ногу, то всегда можно извиниться, но из этого может возникнуть и некая искра.  Если это означает время от времени надоедать кому-нибудь, чтобы знать, чтó есть то, что ты слышишь, и если это – не то, то так и скажи. Музыка – это то, что должно приносить радость.

- Это – смесь зрелости и прямоты.

- И знания того, когда можно сесть и поучиться. Если ты играешь с парнями, которые находятся лигой выше тебя, и если ты счастлив уже от того, что эти парни просто позволили тебе поиграть с ними, то не старайся блистать; просто сиди и учись. Если ты – виртуоз (изображает гитариста, играющего быстрые проходы), то это будет похоже на: «Это замечательно – но что ты еще можешь ? Cможешь ли ты играть с другими парнями ?» Но если это – команда парней, которые уже попритёрлись друг к другу, и если ты хочешь раскачать всех – то просто работай на износ. Музыка – это коллективная штука… только если ты не делаешь «джинглы».

- Что ты скажешь по поводу записывания репетиций ?

- Это очень полезно, особенно когда нужно понять, что ты зашел куда-то не туда. Если вы – группа из 4-х или 5-и человек, и каждый забирает с собой кассету с записью сыгранного за день, то ты можешь подумать: «Я вот здесь очень хорошо сыграл» или «Мне не нужно было играть это». Когда вы снова соберетесь вместе, не говори другому, чтó он сделал неправильно, потому что если он узнает об этом, то, скорее всего, не поймет и начнет тебя презирать. Просто пойми, чтó ты сыграл неправильно, или что ты смог бы сыграть лучше  — и из этого потом обязательно выйдет нечто продуктивное.

Добавить комментарий