Кровь на грампластинке: жертвоприношение Брайана

13 лет прошло с момента выпуска моей книги «Одинокий бунтарь». Что изменилось ? На Западе вышло еще несколько книг, которые я прочел. Вряд ли они добавили что-то в плане фактов. Однако свою гипотезу о самоубийстве Джонса я пересмотрел с неожиданной точки зрения. Теперь я считаю, что Брайан с собственного согласия был убит для принесения в жертву сатане. Ради потусторонней легенды, мистической славы и флёра вечной загадки, которые приносят и будут приносить её главным фигурантам многие миллионы долларов и новых поклонников. И вот доказательства.

Еще летом 2000 года, после 10 лет изучения творчества группы и немногочисленных доступных книг на английском, я поразился:
1. Отсутствию четкой аргументации в каждой из гипотез гибели Джонса.
2. Обилием знаков в песнях РС, указывающих на смерть Джонса там, где они не должны указывать.

Мои мысли вылились в мою первую «книгу» в общей тетрадке на 96 листов, которую я … уничтожил через неделю, когда прочитал ее от начала до конца, посчитав собственным «моментальным помрачением рассудка». Выводом моих «исследований» было то, что смерть Брайана подстроена. Однако я тогда был убежден, что Брайан в реальности остался жив. В моем юношеском уме абсолютно не укладывалась мысль о том, что смерть можно желать и сделать целью жизни и творчества. Теперь я вернулся к тем наработкам, но с диаметрально противоположным заключением.

Во многих песнях «Стоунс» появляется тема воды, водной глади, водного пространства. Первой же вещью, открывшей эту тему, стал блюз, который дал название группе. Он начал профессиональную карьеру Брайана в музыке и одновременно обратный отсчет его жизни.  «Я бы хотел быть сомом, жить в глубоком синем море» — это слова из песни Мадди Уотерса «Rolling Stone Blues» (1958). Не случайно, что она была записана РС за год до гибели Брайана, правда, с другим текстом («Still A Fool»), и официально не  издана.

Брайан был отмечен особыми знаками почти на каждом диске РС. На дебютном диске он единственный без пиджака, в белой рубахе, чем и выделяется среди остальных. На американском «Big Hits» он стоит на самом переднем плане — и перед водоемом («водная» тема). На английском «Aftermath» он занимает отдельное место от «цепи» группы, крайним справа. На «Flowers» стебель под его фотографией единственным не имеет листьев. На «December’s Children» и «Between The Buttons» он — в центре фото. Почему ?

Брайан был «пионером» группы по части разврата и других постыдных вещей (которым он научил Мика и Кита). В итоге это привело его к психическому расстройству. Брайан хотел умереть. На  фото с шоу Дэвида Фроста и «Рок-н-ролльного цирка» на его лице — явственная печать смерти. Он словно мрачное привидение, трансвестит с инфернальным выражением лица и неестественным, сероватым цветом кожи. По лицу его видно, что он уже засобирался в объятья Тёмного Владыки.

Почему была нужна смерть Брайана ? «Стоунз» стали адептами учения Алистера Кроули. Для несметных денег и славы необходимо было выбрать человеческую жертву дьяволу. С другой стороны, одним из положений оккультных наук является убеждение, что самоубийцам открывается кратчайший путь к золотому трону. Не менее важна была и мистическая легенда о Брайане. И РС, и сам он посчитал, что вполне подходит для этого жертвоприношения.

Посмертный (декабрь 1969) альбом с участием Брайана называется «Let It Bleed» («Пусть кровоточит»). В нем есть 4 темы смерти — в заглавной песне («Ты утопила мою голову в ароматизированном жасминовом чае»; «Да, ты зарезала меня в моем грязном, мусорном подвале») и «You Can’t Always Get What You Want» («В ее стакане был окровавленный человек»). Из «Gimme Shelter»: «Водный поток угрожает моей жизни сегодня» - «водная» тема. Или: «Изнасилование, убийство — это просто нажравшийся» (shot away); как известно, первоначальным заключением о смерти Брайана была «передозировка наркотиками и алкоголем».

Концерт памяти Брайана в Гайд-парке 5 июля 1969 был еще до его смерти спланирован как панихида. Открывавшая его группа «King Crimson» выступила с композициями «Эпитафия» и обработкой пьесы «Mars» из сюиты Густава Холста — британского композитора, родившегося в Челтнеме, как и Брайан. «Марс» войдет в их диск «In The Wake of Poseidon» («водная» тема) и открывается, как и первый альбом «Black Sabbath», и богохульная вещь «Jethro Tull» «My God», и саундтрек к фильму К. Энгера «Lucifer Rising», внушающим страх музыкальным интервалом тритоном. В Средневековье он был запрещен в качестве демонического созвучия. Сами РС начали свое выступление с песни Джонни Уинтера «I’m Your And I’m Hers», по мелодии полностью взятой из «Traveling Riverside Blues» Роберта Джонсона («водная» тема).

Последняя фотосессия группы с Брайаном состоялась в мае 1969-го. Сеансы прошли для обложки сборника «Through the Past, Darkly» — как известно, вышедшего посмертно и с посвящением покойному. На нескольких фото РС играются со стеклом. Именно это относит нас к названию сборника, которое перефразировано из слов Апостола: «Теперь мы видим гадательно, словно через тусклое стекло…» (through the glass, darkly)  (1 Коринфянам 13:12), имея в виду отличие богопознания при жизни Христа и после Его смерти. Диск вышел в сентябре 1969, таким образом, сравнивая вклад Брайана в группу / культуру как до, так и после его «жертвенной» гибели.

Последний прижизненный студийный альбом РС «Beggars Banquet» содержит отсылки к «антуражу» последнего приюта Брайана. Песня «No Expectations» имеет строчки «Наша любовь — как вода, что плещется о камень» (Our love is like a water that splashes on a stone). Вещь «Dear Doctor»: «Я впитывал питьё, как губка». В «Sympathy For The Devil» упомянута смерть братьев Кеннеди, до сих пор не раскрытая… как и смерть Брайана. В первоначальной версии «Street Fighting Man» («Pay Your Dues») есть строчки: «Превращает свою жизнь в совершенно мокрые каникулы» (Makes his life a total wet vacation) и «Вот дети складывают розы» (So the children roses piling).

Самые точные фразы по поводу будущей гибели Брайана озвучены в «Jumpin’ Jack Flash» - «Я утонул, я был обмыт и отложен к мертвым. Я упал к своим ногам и увидел, что они кровоточили». На обложке сингла — Брайан с трезубцем Посейдона («водная» тема).

Эта же тема развита в песне диска «Satanic Majesties» «Gomper»:  «По пруду с цветками лилий» (By the lake of lilly flowers). «Сатаник» впервые в истории рок-н-ролла наметил интерес кумиров контркультуры к оккультным силам, которых она как бы призывает в главные помощники.

Из «Ruby Tuesday»: «Все время умирая, потеряй свои мечты, и ты потеряешь разум». «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31) — это слова Апостола Павла, имевшего в виду готовность к смерти ради Христа. Тут параллель с некрологом Пита Таунзенда: «А Normal Day for Brian, A Man Who Died Every Day» («Обычный день для Брайана — человека, умиравшего каждый день»).

«Аспирантурой» Брайана по теме оккультизма стало участие в ритуалах Джаджуки. Его альбом с музыкой этого селения — не просто «этнический альбом». В Джаджуке ритуалы Пана являлись магическими, с участием танцующих маленьких мальчиков, которые избивались кнутом, а затем проводили ночи с музыкантами. Неизбежно во время каждого ритуала один из мальчиков погибал от ран кнута. Сами музыканты Джаджуки считали себя избранными колдунами, так как для введения в «оркестр» в детстве с ними проводилась опасная операция, когда раскаленным прутом протыкалась область головы непосредственно под ухом, дабы они могли «дышать» этими отверстиями для выдувания «бесконечной» дроновой ноты на флейте или рхаите.

Почему Брайан заинтересовался мистериями Пана ? Это козлоногое божество считается одним из аватаров сатаны, главным образом, в сексуальном плане. В британских богемных кругах большой популярностью пользовался роман Артура Мейчена «Великий бог Пан» (1890), оформителем которого выступил Обри Бердсли, друг Оскара Уайльда. В книге описывается история «роковой женщины» Эллен Герберт, мать которой после секретной операции на мозге забеременела от самого Пана. Невероятно красивая и порочная, своими развлечениями Эллен сводила с ума, разоряла и доводила до самоубийства богатейших молодых людей Лондона. Во время тесного общения с этой женщиной, известной своей страстью к самым отвратительным порокам Вальпургиевой ночи, мужчины видели бога Пана, и эти видения были столь ужасны, что заставляли их сводить счеты с жизнью.

Давайте вспомним еще несколько образов Пана, широко известных нам именно по рок-культуре. Первый альбом «Pink Floyd» назывался «Играющий на дудочке у врат зари» (по поэме Кеннета Грэма). Как мы знаем, лидер этой группы на момент создания альбома — Сид Барретт — всю свою последующую жизнь провел в лечении от шизофрении. Одно из сравнительно «невинных» развлечений Пана упомянуто в песне «Flaming»: «Ты писаешь, ты не можешь видеть меня, а я тебя — могу» (You pee, you can’t see me, but I can you). А Гном из одноименной песни одет в «пурпурную тунику с сине-зеленым капюшоном» — это облачение Кроули во время его мистерий и одновременно плащ-джеллаба музыкантов Джаджуки. Именно «играющий на дудочке» (The Piper) - это распространенное второе имя Пана, дудящего на своей свирели в лунную ночь, во время шабаша. Песня с таким названием есть у «Аббы». В ней просто звучат слова: «Tu solus satanus» («Тебя славим, сатана»). Тот же «флейтист» появляется и в хите «Stairway To Heaven» группы «Лед Зеппелин». В этой песне он зовет слушателя «присоединиться к нему». Фигура Пана работы Майкла Купера изображена на обложке альбома «Jethro Tull» «Dot com» (1999). Знатоки истории «Стоунс» в курсе, что Купер был придворным фотографом группы в конце 60-х и покончил жизнь самоубийством в 1973. Не в последнюю очередь стоит упомянуть, что «Гимн Пану» есть и в поэтическом наследии Кроули. Он написал его в 1913 году во время визита в Москву со своим шоу «Регтайм разодранных девушек». Возможно, именно это событие нашло отражение в театральном представлении Воланда из романа «Мастер и Маргарита»…

Интересна личность самого писателя Артура Мейчена. Его настоящая фамилия - Джонс, он имел кельтские корни и являлся членом «Ордена Золотой Зари», как и Кроули, однако со временем нашел «собственный путь» в черной магии. Один из его поздних рассказов называется «Дети бассейна» (1936), в котором фигурирует семейство по фамилии… Уоттс. Сюжет, как это не нелепо, во многом напоминает судьбу Брайана. Молодой человек — «бедный родственник» Джеймс Робертс — поселяется в семье своего дяди и спустя некоторое время входит в половую связь с его младшей дочерью, свидетелем чего случайно стала ее сестра. В итоге, после скандала юношу выгоняют из дома, и начав «взрослую» жизнь, он (подразумевается в тексте) предается самым низменным развлечениям подпольного Лондона. С возрастом он остепеняется, переезжает в поместье на природе, где открывается вид на заброшенную местность с заросшим болотом, напоминающим «бассейн». Однажды, прогуливаясь там ночью, Робертс слышит голос девушки, зовущей его. Это повторяется неоднократно, в основном по ночам и позднее — даже в его спальне, выходящей окном по направлению к болоту. Голос девушки вызывает у мужчины в памяти все гадости, которым он предавался в столице в пору юности, и со временем начинает шантажировать его; он даже видит преследующую его призрачную девушку наяву. Автор, узнав его историю, предлагает Робертсу уехать на юг (читай: в психиатрический санаторий), где тот, наконец, успокаивается. Финалом рассказа служит упоминание молодой науки психоанализа, которая позволила автору идентифицировать страхи героя и посильно избавить его от них.

Оккультизм, гомосексуализм, психические отклонения в европейской мистической традиции — это братья-тройняшки. Человек, носивший черты двуполости (андрогин) являлся носителем оккультного «логоса», тайного знания, его живым символом. Интересно, что на картах таро сам дьявол изображен гермафродитом. На фестивале в Монтерей Брайан носил большой крест «анх» — в древнеегипетской религии также важный символ двуполого начала (а не особого знания, мудрости, как считает Дмитрий Нагиев). Как известно, Древний Египет — это колыбель культа смерти, возведенного в абсолютную идеологию в религии и искусстве этой цивилизации.

Брайон Гайсин, гид Джонса по Джаджуке, авангардный художник, был гомосексуалистом и женой писателя Уильяма Берроуза — идеолога хиппи, кумира Марианны, также проживавшего в Марокко. Тяга Джонса к бисексуализму с начала 1967-го проявилась в его одежде, когда он использовал многие детали женского гардероба. Автор одной из его биографий (1985), Николас Фицджеральд, позиционировал себя как тайного любовника Брайана. И хотя утверждается, что его личность не известна никому из «истинного» окружения Джонса, его можно увидеть среди зрителей концерта в Гайд-парке на некоторых фото, где он сидит на лесах слева от сцены, чуть дальше от Аниты и Марианн.

Кроме того, Брайан открыто жил на Кортфилд-роуд с «принцем» Сташем де Рола. Интересно, что в триллере Романа Полански «Жилец» (1976) главный герой перед самоубийством надевает женскую одежду и в таком виде прыгает с высоты, чтобы встретить гибель.

Итак, Брайан был действительно убит — утоплен Торогудом. Но Торогуд был лишь исполнителем. И Брайан был убит с собственного согласия в качестве жертвы для сатаны. Легенда говорит о «загадочном шуме» из телефонной трубки, когда в роковую ночь домой к Джонсу звонили «очевидцы», «странном сборище людей» (по словам Кифа), и т.д… некий шабаш, таинственный смертельный ритуал ? После его гибели владельцами Котчфорда были некто Алистер и Харриет Джонз — фамилия «другая» по написанию, но в сущности та же. Итак, его поместье осталось за его родственниками в качестве живого памятника смерти, хранилища легенды и чёрного алтаря жертвоприношения, если хотите. Тот факт, что плитка с бассейна была позже продана — чистый знак некрофилии, сопутствовавшей оккультной легенде РС и Брайана еще до гибели последнего.

Лет 15 назад в прессу просочилось имя еще одной фигурантки в «загадке смерти Брайана», ранее не упоминавшееся нигде. Это Джоан Фицсиммонс, водитель Брайана и, как оказалось, подруга Торогуда, также находившаяся на Котчфорд-фарм в ночь трагедии. Наш сайт кратко осветил данную тему в ноябре 2008. Как утверждалось, она хотела продать свою «историю» прессе спустя недолгое время после событий, но ей помешал несчастный случай: она была зверски избита, в результате чего потеряла зрение и стала лежачей больной, проведя в постели около 20-ти лет до самой своей смерти. Кому было невыгодно ее свидетельство и каким оно могло быть ? Если Джоан действительно имела в виду оккультную подоплеку гибели Джонса (эту черную мистерию, или как угодно), то это было не на руку всем, кто был близок к темным силам из окружения «Стоунс» или Cамого.

Те мерзости, что Брайан успел наделать за свою короткую жизнь, сопутствовали некоторым из «Стоунз», мимикрировавшим под него с самого начала команды, во всю их дальнейшую жизнь. Жестокость к женщинам, бисексуальность, безумная наркомания, вкус к разврату и страсть к чистогану… пусть это похоже на тон советских книжек, но многие позднейшие факты биографии группы говорят именно об этом. Как пел позднее Мик Джеггер в «Soul Survivor»: «Нужно быть человеком дьявола», или в демо-версии «All Down The Line»: «Народ сатаны».

Дополнительные «знаки Брайана» у РС: «Вы по-прежнему будете в цирке, когда я — смеяться в своей могиле» («Memo From Turner»); «Я опускаюсь вниз» («I’m Going Down»); «Он стал зеленым и пытался заставить меня плакать» («Coming Down Again»); «Я не позволю ему утонуть» (Ронни Вуд, «Far East Man»); «Я был ныряльщиком, пытавшимся намокнуть» («You Got Me Rocking»); «Моряки очень очаровательны в Париже» («водная» тема в «Honky Tonk Women» именно на концертах 1969-1970 гг.) Интересно, что образы бара и особенно моряков в клипе «It’s Only Rock’n'Roll» взяты из ныне культового 14-ти минутного «садо и гомо» фильма Кеннета Энгера «Фейерверки» (1947). В связи с этим вполне осмысленна строчка из крайней песни: «Думаешь ли ты, что Джонни — единственная женщина в городе ?»

Оккультным «учителем» группы был Кеннет Энгер, авангардный режиссер и гомосексуалист, считавший себя реинкарнацией Алистера Кроули, друг Аниты и Марианны, также снявший ролик «Invocation of My Demon Brother» (1969) с «музыкой» Мика. Именно его влиянием объясняется название «Сатанинские величества». Смерть Брайана вполне могла быть затребована ими… Стараниями Энгера и некоторых др. «величеств» в западной культуре с конца 50-х преобладает фрейдистское начало эроса и танатоса (темы смерти и секса).

В авангардных кинолентах Энгера были тайно завуалированы реальные человеческие убийства. Некий параллельный сценарий, соотносящийся с судьбой Брайана, легко проследить в короткометражке «Фейерверк вод» (1953), негативы которой хранятся в Библиотеке Конгресса (Нью-Йорк). По ходу действия показываются «неподвижные» кадры живописных фонтанов виллы Медичи ночной порой, между которыми бегает актриса-карлица в бальном платье. В финале она сама во весь рост попадает в водопад фонтана, под которым, совершая беспорядочные телодвижения, на самом деле захлебывается насмерть.

Не случайно одна из ранних книжных биографий «Стоунс» завершает эру Брайана следующей цитатой: «Смерть – это всевовлекающий поток, всепоглощающая пропасть, но, будучи на дне, малейшее движение может вас поднять… Зачастую в силу того же закона равновесия часто переходят ото сна к смерти из уступчивости ко сну. Возле берега озера покачивается лодочка. В неё вступает дитя; сверкающая тысячью отражениями, вода танцует вокруг него и зовёт его…» Это строки из оккультного труда Элифаса Ливая «Ключ к великим тайнам» (1861) — духовного учителя Кроули. Она издана и на русском языке в 2012 году. Неудивительно, что в ранней юности — в 15, 18, 20 лет — я еще не мог понять этого «секретного послания», как это можно — желать смерти. У Дилана «времена меняются», но в реальности меняются люди…

Добавить комментарий