Большое интервью: Кит Ричардс
Автор: Саймон Козинс
“The Sun”, 18 марта 2022
Подумайте обо всех бузотерах последних лет, и вы сможете согласиться с тем, что Кит Ричардс – «главный виновник» рока.
Никогда не тот, кто открещивается от своего цветистого прошлого, легенда «Роллинг Стоунз» выбрал это выражение для названия своего отменного недооцененного соло-альбома 1992 года вместе с ДРУГОЙ группой – “The X-Pensive Winos”.
Сейчас, спустя 30 лет, “Main Offender” удостаивается новой трактовки в виде полного переиздания, давая мне еще один шанс поговорить с обаятельным разбойником.
Сегодня Ричардс может назвать себя «живущим в завязке», в своем рационе полностью урезав (в порядке убывания) наркоту, косяки и по большей части – бухло.
Но старое пламя по-прежнему пылает, когда дело доходит до музыки – одного из его наилюбимейших удовольствий в жизни с момента столкновения с Миком Джеггером на платформе №2 железнодорожной станции Дартфорда в 1960-м.
А также не надо забывать, что более чем 40 лет он предан своей жене Патти Хансен.
«Она великолепна», – однажды сказал он мне. «Я бы желал всем вам, парни, найти кого-то, подобного моей, потому что Патти – это кусок говна».
Общаясь с ним на этой неделе из его дома в Коннектикуте, где пара проводит большую часть своего времени, я обнаруживаю, что 78-ми летний гитарист, автор песен и время от времени – певец находится под кайфом от своих последних «живых» музыкальных свершений.
В прошлый четверг он воссоединил “The X-Pensive Winos” в нью-йоркском театре “Beacon” ради трех-песенного сета, как часть ежегодного благотворительного концерта “Love Rocks”.
«Эта было очень весело, чувак», — говорит мне Ричардс, растягивая слова в своем замечательно умудренном жизнью тоне.
«Это было экстраординарно — вернуть “The Winos” воедино. Мы не играли долгие годы».
Они начали с прокопченной сигаретным дымом “999” — титульного трека “Main Offender”, за которым последовали две «Роллинговских» классики, где он всегда берет на себя ведущий вокал вместо Джеггера – “You Got The Silver” и “Before They Make Me Run”.
Ричардс продолжает: «Это была 30-я годовщина “The Winos”, а еще у нас в этом году 60-ти летие «Стоунз», так что мы отлично отметили круглые даты».
Глядя на эти три песни (смотри съемки на Ютубе), химия “The Winos” очевидна для всех с первого взгляда – более вальяжная, чем «Стоунз», но все такая же особенная.
«Это одна из тех вещей, что не поддаются определению», — рассуждает Ричардс. «Предполагаю, что именно поэтому ты по-прежнему делаешь это там, и именно поэтому люди слушают это».
«У меня нет никакого понятия о том, откуда это приходит. Когда ты играешь с определенными людьми, то нечто просто «щелкает». Возможно, это просто наши группы крови», — добавляет он с пиратским клохтаньем.
Объявляя свою группу,Ричардс описал американского ударника Стива Джордана как «моего главного человека».
Не только Джордан – его старший со-работник “Winos” по сочинению песен, но также музыкант, которому доверили барабанить со «Стоунз» со времен печальной потери Чарли Уоттса в прошлом году. Решающим шагом стало то, что он делает это с благословения самого Уоттса.
С ними также играли и остальные «корневые» участники – гитарист Уодди Уоктел и клавишный ас Айвен Невилл, но среди отсутствующих был басист Чарли Дрейтон, который находится на гастролях с Бобом Диланом. Его место занял «временный Wino» Уилл Ли.
«Они фантастические», — уверяет Ричардс. «Мы просто попали в струю. Я обожаю театр “Beacon” и да, я поддерживаю телефонный контакт с “The Winos” с прошлой ночи».
Теперь мы все разбрелись по нашим домам, но все мы реально получили удовольствие. Мы говорили: «Давай-ка, сыграем еще чуток!»
«Но перво-наперво, первая вещь, чувак — у меня есть «Стоунз».
«Я ощущаю стойкое послевкусие. Я чувствую его»
Я говорю с Ричардсом в том день, когда объявлен тур «Роллинг Стоунз» “Sixty”, включающий в себя два шоу в лондонском Гайд-парке, одно на стадионе «Энфилд» в Ливерпуле, а также еще шоу по всей Европе.
Также все еще велика вероятность выхода первого студийного альбома группы со времен “A Bigger Bang” (2005), так что на сей момент любая дальнейшая активность “The Winos” приостановлена.
Но Ричардсу хотелось бы сделать с ними еще больше в будущем. «Я все еще ощущаю послевкусие от них», — говорит он. «Я чувствую его!» (следует еще один обаятельный, довольный смешок).
Для тех, кто нуждается в напоминании, кратко освежим здесь в памяти карьеру Ричардса за пределами «Стоунз».
В 80-х, когда Джеггер выбрал приоритетом свои сольные мечтания, записав “She’s The Boss” (1985), Кит ответил на неизбежное затишье тем, что также затеял свою собственную штуку.
«Мику захотелось расправить крылья, и я захотел сделать то же самое, но у меня нет никаких крыльев», — объясняет Ричардс.
«В итоге Чарли Уоттс сказал мне: «Если ты собираешься работать вне организации, то твой человек – это Стив Джордан». И вот, парочка зацепилась друг за друга и немедленно приспособилась к ситуации. Сперва они поработали с Аритой Франклин над заглавной песней к фильму “Jumpin’ Jack Flash” Вупи Голдберг, а потом над фильмом-концертом “Hail! Hail! Rock’n’Roll” Чака Берри.
Одно повлекло за собой другое, и вот были рождены “The Х-Pensive Winos”, названные так из-за того, что однажды вечером группа распила чемодан Ричардса, наполненный «Шато Лафит Ротшильд» 1936 года урожая, когда тот был в отлучке.
В 1988-м Ричардс выпустил свой высокооктановый и тепло встреченный соло-дебют “Talk Is Cheap”, добитый песней “Take It So Hard”, которая могла бы украсить любой альбом «Стоунз».
Он говорит: «Мик и я работали бок о бок более 20-ти лет, и мы оба подумали: «Давай-ка сделаем то, что мы хотим сами по себе, а потом снова сойдемся вместе». Что, естественно, и произошло».
Следующим для Ричардса был “Steel Wheels” (1989) — альбом-возвращение «Стоунз» c грандиозным туром в его поддержку, но у него по-прежнему остались незаконченные дела с “The Winos”.
«Мы записали “Main Offender” потому, что нам было так весело, когда мы записывали “Talk Is Cheap”», — говорит он.
«Прямо после “Steel Wheels” я сказал: «Давайте снова соберем “The Winos” воедино ! Мне понравилось то удовольствие от работы с парнями».
“Main Offender” – это текучая, лаконичная смесь «рокеров», реггея, глубокого соула и баллад. Он нагружен интригующими жемчужинами вроде уже упоминавшегося открывающего гитарного джема “999”.
Запоминающиеся риффы Ричардса уснащают и другие выдающиеся из общего ряда вещи – такие, как “Wicked As It Seems”, и “Will But You Won’t”, в то время как щемящая “Hate It When You Leave”, несет в себе одну из его самых лучших вокальных партий.
Также из тиров альбома видно, что ненапряженная атмосфера студии произвела и некоторые интересные результаты.
Скажем, на спокойной, почти 7-ми минутной “Words Of Wonder” Ричардс переключается на бас-гитару, которая звучит так, будто она телепортировалась прямо из какого-нибудь низкопробного клуба Ямайки.
Один из самых выигрышных аспектов переизданий “Main Offender” – это включение в них живого шоу в клубе “Town & Country” (Лондон).
«Я был очень рад, что мы нашли его», — говорит Ричардс. «Для меня, во всей штуке это — самое большое сокровище».
«Это было одна из немногих — возможно, единственное — лондонское шоу, которое когда-либо играли “The Winos”, и я не помню, что мы записывали его.
Мои благодарности в адрес всех тех, кто поднял архивы и цапнул вот это, потому что оно делает переиздание более значительным и намного более неожиданным».
Послушайте живое шоу — и вы услышите, как треки с “Main Offender” цветут и пахнут по соседству с песнями «Стоунз» “Gimme Shelter”, “Before They Make Me Run” ( «извечная, куда бы я ни шел») и “Happy”.
Ричардс говорит: «Ты пишешь песню, ты записываешь ее, ты берешь ее с собой на гастроли, а потом эта штука начинает жить сама по себе, понимаешь ли».
«Это – очаровательная вещь по поводу того, что я делаю. Песни по-прежнему продолжают расти и меняться, и в них по-прежнему есть свежесть, что в моем возрасте очень подбадривает».
Что касается работы фронтмена — роль, обычно занятая Джеггером, то Ричардс пришел к уважению труда своего согруппника по «Стоунз» в гораздо большей степени, чем он когда-либо ощущал, наверное.
«Когда я впервые поработал с “The Winos” на сцене, то подумал: «Вау!», — говорит он.
«Внезапно я получил свое послание о том, как быть фронтменом и совершенно новое понимание того, что делает Мик.
Если ты на передней линии, то это безостановочно, в то время как со «Стоунз» я мог незаметно «взять назад» и потусоваться с Чарли, а потом пойти вперед, когда мне удобно.
Когда ты – фронтмен, то у тебя нет форы, и это потребовало некоего обучения. И вот, оно так, как есть, сказал я. Шляпы долой перед Миком ! Я все понял, Мик !»
Если же между первыми сольными вылазками Джеггера и Ричардса и были некие трения, то оно испарилось к тому времени, когда пришел час “Main Offender”.
«Во всем том периоде были классные флюиды», — говорит последний. «Из-за того, что я и Мик взяли перерыв, мы вернулись друг к другу с определенно новым уважением в части того, что делает каждый из нас. Я реально хорошо чувствовал себя в период “Steel Wheels “ и “Voodoo Lounge” (1994). Процесс их создания — это было реальное удовольствие.
Возможно, мы поняли, насколько мы нуждаемся друг в друге. К тому времени мы более 20-ти лет не делали ничего, кроме «Роллинг Стоунз».
Это чудо, что мы остаемся вместе так долго, но еще большее чудо – что «спячка» прошла так, как она прошла.
Кажется, что «Стоунз» — это в своем роде живучие твари», — говорит он.
«Нет нужды реально сильно контролировать их. Это просто тот случай, когда ты такой: «Мы собираемся делать это снова, о-кей. Вот они мы опять!»
Со всеми своими обязанностями по отношению к «дневной работе», Ричардс считает для себя неудивительным тот факт, что он не записал еще один сольный альбом вплоть до “Crosseyed Heart” (2015).
«Стоунз продолжаются», — говорит он. «Так же, как и я».
В своей явной стойкости в продолжение эпической 60-ти летней карьеры, величайший из «последних героев» прекрасно «побивает» таких, как Оззи и Эксл, в соревновании на звание «главного виновника» — просто как два пальца об асфальт.