«Best Of Guitar Player», 1994
Джес Обрехт
Ронни Вуд сперва прославился как басист в оригинальном составе группы Джеффа Бека. Потом, в начале 70-х, он определил себя как лид-, слайд- и педал-стил-гитарист “The Faces” и Рода Стюарта, с которым он играл на “The Rod Stewart Album”, “Every Picture Tells A Story” и других классических альбомах. В 1974-м он заменил Мика Тейлора в «Роллинг Стоунз» — «гиг», в котором он держится сегодня по-прежнему.
Звук усиленной лид-гитары Вуда – это один из самых узнаваемых во всем британском рок-н-ролле: уверенной рукой, идущей от сердца, и неряшливой — всё в одно и то же время. Глубоко уходящая корнями в довоенный американский кантри-блюз и послевоенный чикагский, его игра на акустике и электрической гитаре слайдом в равной степени имеют знатную глубину характера и подкупающий горько-сладкий саунд.
Наше интервью прошло 14 июля 1994 года в пустом кафетерии “Crescent School” в Торонто, где «Роллинг Стоунз» репетировали к своему туру “Voodoo Lounge”. Предыдущим вечером Кит Ричардс пригласил меня посмотреть, как группа репетирует в школьном спортзале – то событие, на которое в интервью ссылается Ронни. Прямо перед разговором с ним я брал интервью у Чарли Уоттса. Когда Чарли уходил, то шаганул Ронни с темным пивом в руках и тепло поприветствовал меня. На столе перед нами была фотография различных гитарных слайдов, которые за последний век использовали гитаристы. Ронни изучил фото и с радостью показал на старый кусочек тонкой медной трубки.
- Медная трубка – вот что я использую ! 7,5 на 9,5 см. Я также пользуюсь бруском “Stephens” с наколенной стил-гитарой и бруском “Bullet” с педальным стилом, и я пользуюсь ножами и зажигалками.
- У тебя очень узнаваемый слайдовый тон. В ту секунду, когда слушаешь его, то знаешь, что это Рон Вуд.
- Точно.
- Он есть на некоторых твоих записях Рода Стюарта, на “Sweethearts Together” Стоунз.
- Это наколенная стил-гитара. Та старая, которую я приобрел за 150 долларов с чердака старушки. Кроме узнаваемого звука педал-стил, который можно получить только из этих самых педалей, для слайда я всегда пользовался черным 6-ти струнным “Zemaitis” — гитарой “Stay With Me”. Я пользуюсь би-бендером, наколенной и черным “Zemaitis” в открытой настройке. Я также играю слайдом на обычно настроенных гитарах.
- Где начался твой интерес к слайду ?
- Дюэйн Оллман. Когда я услышал, как он играет на “The Weight” Ариты Франклин (1969). Я играл на басу с группой Джеффа Бека, и когда она накрылась, то я немедленно ушел в слайд. Освоил его прямо зараз. Ранее я никогда реально не играл на нем.
- Кто-нибудь помогал тебе ?
- Нет. Я просто делал это. Я научился ему очень быстро, а также и на гармонике – дуть и оттягивать, как Джимми Рид.
- Твоя инициация в мир слайда привела тебя к путешествию обратно, к более старым исполнителям ?
- О да. Но я уже был подкован на старых слайд-музыкантах – Слепом Вилли МакТелле на 12-ти струнке и подобных исполнителях. Лео Коттке был образцом исполнителя современности. Помнишь тот альбом с броненосцем (6-ти и 12-ти струнные гитары “Tacoma”)? Чувак, это реально был «спусковой крючок». Да! Есть и еще один гитарист по имени Хоп Уилсон. Я уловил те песни, что я написал, вроде “Black Limousine”, от него, некие подобные приемчики. Мне казалось, что реально хорошим слайд-гитаристом был Мик Тейлор. Мне он нравился в вещах вроде “All Down the Line” и “Love In Vain”, понимаешь.
- Слайд позволяет тебе брать ноты между нотами.
- Ага! И по случайности кучу их. Ты слышишь кучу классных вещей. Люди говорят: «Ох, как ты это делаешь ?» Когда я впервые увлекся слайдом, то я только выучил (поет открытую фигуру из “The Weight” Дюэйна Оллмена), как Дюэйн сыграл на “The Weight”, а потом я взял это оттуда. Я настроил свою гитару в открытый ми-мажор, и вот так у меня получились мои первые слайд-инструменталы вроде “Plynth” (“The Small Faces”). А потом я продолжил эту традицию на вещах вроде “That’s All You Need” и “Borstal Boys” вместе с “The Faces”.
- Ага. То была педал-стил. Первый раз, когда я играл на педал-стил, также. Я подобрал на ней (щелкает пальцами) вот просто так.
- Так что недолго спустя после того, как ты услышал его, ты уже играл на слайде на пластинках.
- Наверное, на следующий день. Как только я смог взять инструмент, я играл на нем. Мне всегда в этом плане везло – подхватывать все очень быстро.
- Ты следовал технике Элмора Джеймса, когда лучше записывать слайд на маленькой громкости ?
- Теперь бы — да. Теперь я немного повзрослел. Но в раннюю пору она была на «11» ! (смеется) На самом деле, когда я играл вещи вроде “Plynth” в студии, то они были не очень громкими, ага. У тебя появляется намного более чистый звук. Но что забавно, саунд Элмора Джеймса для меня звучит, как будто бы усилитель на «перегрузе», вроде того, будто он в позиции «дисторшна».
- Хоумсик Джеймс, который в тех пластинках играл на басу, настаивает, что в студии Элмор не играл громко.
- Эрик (Клэптон), наверное, перенял многое из такого подхода, потому что ему также нравится играть это мягко.
- У тебя было много возможностей выразить себя на “Voodoo Lounge”.
- Ага.
- Ага! Гитарный парень Эджа, Дэйв Щу, вчера отвесил моему роуди Чачу большой комплимент. Он позвонил и сказал: «О, мужик, кто играет тот стил на альбоме ? Ты позвал кого-нибудь из Нэшвилла ?»
- Или из Бейкерсфилда.
- Точно ! Для меня не звучало как Нэшвилл, но он подумал, что они позвали профессионала, понимаешь, который просто играет вот так.
- Как получилось, что он там оказался ?
- (Продюсер) Дон Уоз очень воодушевляющий. Он может предложить: «Эй, как насчет педального стила вон на этой ? Как насчет наколенного ?» Возможно, я обдумывал это, но я подумал: «Нет, его нельзя будет использовать». Дон мог сказать это один раз, и это одобряют все подряд. С ним очень легко работать.
- Какие твои любимые настройки педал-стила ?
- Знаешь, как я её называю, «нэшвиллская» настройка. Есть «гавайская», не так ли ? Есть такая, которая C6 – кажется, это «гавайская» — и я использую еще другую. E9 ? Что бы там это ни означало ! Но, знаешь, с 10-ю струнами, ты начинаешь (поет настройку E9 с высокой до низкой ноты). Вот что я знаю !
- Так как на ней нет ладов, кажется ли стил-гитара более «безграничным» инструментом ?
- Нет, потому что если ты возьмешь одну из 10-ти струн, которая не подходит в один определенный аккорд, то у тебя зазвучит невероятная лажа. Есть только определенные струны, которые можно брать, чтобы сыграть «толстый» аккорд. Мне приходится быть очень осторожным на той песне “The Worst” (поет соло) – та последняя нота приходится на «запрещенную зону». Если ты возьмешь одну прямо около нее, то будет : «буэээ»!
- Каков твой любимый набор для слайда ?
- Тебе надо бы позвать сюда Чача, потому что он сможет дать тебе кое-какие «внутрирабочие» детали, которые знает только он. Я просто подсоединяюсь. «Я готов ? Ну, давайте !» (смеется) Вот мой подход. Я не вникаю в технику слишком глубоко. Для 6-ти струнного слайда мой любимый набор в открытой настройке – это “Zemaitis”, или давным-давно “Dan Armstrong” — они были классными. «Плексиглас». Я совершил ошибку, отдав его Дэвиду Боуи. Я считал, что смогу достать еще один, но не смог. Также, в режиме открытой настройки я обожаю свой наколенный стил “Fender”. Проходящий сквозь “Fender Twin” или “Mesa Boogie”, даже если это моя обычно настроенная гитара, вроде моего “Les Paul Special”, который мне дал Джесси Эд Дэвис. Он игрывал с Таджем Махалом; это очень особенный звук. Также я использую “Ampeg” и “Vox AC30” и, возможно, немного подсоединяю там маленький усилок “Fender”.
- Интересно слушать твои вокальные партии. Это «твой» подход, когда ты слышишь песню в первый раз ?
- Ага. Я всегда все играю на слух, будь то игра на гитаре, саксофоне, пианино или гармонике.
- Ты музыкант с образованием ?
- Ага ! Я взял кучу уроков в классе живописи и в хоре. Я переходил от дисканта к альту и к тенору и к басу в хоре, с течением моих школьных лет. Это была англиканская церковь, петь в соборах – Св. Павла, Ковентри – от имени школы, и это было классно. Также у меня в школе еще была джаз-банда. Нам приходилось каждый раз и снова получать специальное разрешение на репетицию и играть. Кажется, мы играли что-то из Дэйва Брубека.
- Разделяешь ли ты любовь Мика и Кита к блюзу ?
- Да, потому что мой старший брат Арт, который старше меня на 10 лет, имел “The Artwoods” с Джоном Лордом и Кифом Хартли. Арт начинал с Сирилом Дэвисом и Алексисом Корнером, которые были в Англии пионерами блюза. И вот, когда я еще ходил в коротких штанишках, то любил спускаться вниз, чтобы увидеть Сирила. Я видел музыкантов вроде Ники Хопкинса, Карло Литтла – ударника, который нередко доставал мне много импортных пластинок Чака Берри – “Blue Feeling”, это еще одна пьеса на наколенном стил, которая была для меня большим «заводом» — и “Deep Feeling”. Те пластинки чудесны. Мой второй старший брат Тед, который старше меня на 8 лет, был в оркестре традиционного джаза, играя Джонни Доддса, Луи Армстронга, и Бикса Бейдербеке. У них был бэнд, которому родители обычно позволяли репетировать в задней комнате, так что когда я был маленьким, то повсюду всегда были инструменты. Были деревянные блоки, саксофоны, кларнеты, гитары, банджо, расчески с бумагой, казу.
- Так что, твои братья выходили из скиффла.
- Ага. Мое первое выступление случилось, когда я играл на стиральной доске в 9 лет между двумя фильмами Томми Стила в местном кинотеатре. Мой большой прорыв со скиффл-группой моего брата. У них был гитарист по имени Лоренс Шиф, у которого была акустика с жильными струнами, и он точно «снимал» Биг Билла Брунзи. И я любил сидеть там, и он играл «Гитарный Шаффл»: «Вау, чувак !» Он просто свел меня с ума, и вот именно тогда я сказал: «Я хочу играть именно так !» Мне нравилось сидеть среди публики и смотреть Биг Билла Брунзи на этом старом видео, которое у меня есть, из Бельгии. Он более молод. Оно все темное, и там есть тень этой качающейся лампы и напитки и сигареты, и его крупные планы. Ох, это замечательно. И мой первый оплаченный выход на сцену в моем местном городке около аэропорта Хитроу был с Мемфис Слимом. Я получил за него бутылку виски, а мне было тогда около 16-ти. Она называлась “Ivy Leaf Club”.
- Когда ты впервые прославился как басист ?
- Когда моя первая группа “The Birds” распалась, я достиг «точки насыщения» на гитаре. Я подумал: «Это никуда не приведет». Я нередко встречался на гастролях с Джеффом Беком, и когда он покинул “The Yardbirds”, я просто позвонил ему. Он сказал: «Эй, а ну-ка приходи. Давай создадим группу». И вот, группа Джеффа Бека была моим первым прорывом на басу. Но я также и нередко играл на нем сессии, например “Fire” Артура Брауна, “Goo Goo Barabajagal” с Донованом. Кучу всего.
- Ты слыхивал о Большом Джиме Салливане ?
- Ага! У него была вся работа. У него был контроль. Он был «мужиком». В то время он и Джимми Пейдж были топовыми сешн-менами в Англии.
- Когда ты пересекся следами с «Роллинг Стоунз» ?
- На начальной стадии. Во время эры Сирила Дэвиса Чарли Уоттс был барабанщиком, и мой брат Арт нередко помогал папе Чарли устанавливать для него барабаны. Как-то раз Чарли сказал Арту: «У меня есть предложение присоединиться к этой группе в перерывах под названием Роллинг Стоунз». Типа, они играли в перерыве между «большими» группами, понимаешь ? Он сказал: «Я не знаю, присоединяться мне или нет». И Арт сказал: «Ну же, не подкачай!» Чарли не знал, что делать, потому что он был коммерческим художником так же, как и мои братья, и я собирался пойти той же дорогой, тоже.
В один из «первых разов» я столкнулся с Миком и Чарли в Гайд—парке, когда умер Брайан, и они играли концерт. Я прогуливался по периметру, и Чарли и Мик перешли через дорогу передо мной. Мы сказали «привет», и они сказали: «Мы с тобой скоро увидимся». Я сказал: «Ага, скорее, чем вы думаете!» Думая, что однажды я буду в той группе. Ага.
- Когда ушел Мик Тейлор, ты помог подтолкнуть «Стоунз» на совершенно новый уровень.
- Мик Тейлор всегда недооценивал себя. Он не считал, что может играть на гитаре, и тогда я все время говорил ему, что он абсолютно не прав. В некоторые ночи у него была такая сильная сценобоязнь, когда он был в “The Gods”, что мне приходилось выходить и играть его сет. Он был просто слишком нервным для того, чтобы продолжать. Я выходил и играл с этой группой, с которой никогда не играл раньше, и исполнял их сет, а потом я выходил играть свой сет с “The Birds”.
- Каковы были сильные стороны Мика Тейлора ?
- Конкретно в его игре. Он особенно и не изменился. Несколько лет назад, когда у меня был “Woody’s On The Beach” на Майами — клуб, где мне доводилось играть со всеми моими любимчиками, знаешь, Бадди Гаем и всеми теми; у меня там была и блюз-группа Мика Тейлора. Я поднимался и играл с ним, а потом, когда приходило время играть на бис, он сказал: «Я не могу продолжать. Давай играй ты». Это было все то же самое, как и в старые времена ! Я сказал: «Мик, какого черта происходит ?»
- Кажется, что когда ты играешь, то тебе так весело. Это почти похоже, будто бы это твой нарко-кайф.
- Это так, ага. Играя, я реально чувствую себя очень комфортабельно.
- Ты «бесконтрольный» исполнитель ?
- Нет. Я очень редко играю сам по себе. Моя страсть – играть с людьми, когда я с Китом или Эриком или даже со Слэшем или Иззи (Стрэдлиным). Знаешь, это неважно. Мы перебрасываемся фразами и просто играем. И с Миком Джеггером также. У Мика хороший ритм-стиль.
- Если бы один из твоих детей захотел играть на гитаре…
- Как Джесси Джеймс, который приедет через пару дней.
- Предложил ли бы ты учиться с пластинок ?
- Как бы, я б сказал, «пластиночное обучение», как делал я, учиться прямо с пластинок, если у тебя есть слух. Но в наши дни есть эти гитарные школы. Как опция к еще большему обучению в Англии, можно либо пойти в университет или на спецкурсы на аттестат о среднем образовании, или можно учиться на гитаре с помощью тех школ. Не слишком долго, часами – просто три или четыре часа в день, они пробуют – и вот это и делает Джесси. Это реально продвинуло его игру. Он рвет мне душу, потому что он играет это во многом как Стив Кроппер. Классная вещь – то, что он никогда не приходил ко мне ради быстрых рецептов, или приемов, или чего-то. Он сделал все сам по себе. Я очень горжусь им. Я как-то однажды посадил его вместе с Эриком и просто оставил их одних в комнате. Он очень нервничал, и я слушал за стеной. Мы вместе джемовали. У него есть группа, сейчас называемая «Спирт (дух) Вуда», которая — самый сильный алкоголь, что можно достать, также. Крыша едет!
- Собираешь ли ты винтажные инструменты ?
- Ой. Достал старого “Uncle Harvey”, мое дОбро. Я купил его у Джона Допьера, одного из братьев Допьер (создателей дОбро). Она очень особенная. Она в подвале. Это покрытое золотом и деревом дОбро. Кстати, Мик играет на нем в “The Storm”, которая есть на обратной стороне первого сингла “Love Is Strong”.
- На что похоже гастролировать в 50 лет ?
- Даже больше веселья. Просто не терпится выйти перед публикой и дать им наилучшее, что у тебя есть.
- Каков самый «побудительный» аспект концерта «Роллинг Стоунз» ?
- Пытаться вспомнить, где в песнях вступают «брейки». Типа (изображает, как кто-то кричит на него): «О, Вуди ! Лучше бы ты сейчас остановился!» Но все это весело, также. Это проявляется на репетициях, делать все ошибки.
- Прошлой ночью во время репетиции “Heartbreaker” ты скопировал соло Мика Тейлора после единственного прослушивания. Быстрое обучение.
- Ага. Вот в чем мне везет. Дар Божий! К тому же, в последнюю ночь это был альтернативный сет – ничего из этого нет в сете, который мы собираемся играть.
- Кит описывает отношения в твоей игре с ним как очень интуитивные, где каждый подсознательно «прикрывает» друг друга.
- Ага. Мы не обсуждаем, где надо остановиться и играть. Мы просто продолжаем дальше. У меня были такие же отношения с другими музыкантами – Бадди Гаем, Мадди Уотерсом – но не такие «текучие», как с Китом. Мадди, он начальник, папочка их всех. Я обожаю все то, что он делал. Мужик ! Другой – это Хьюберт Самлин, с которым я познакомился в Нью-Йорке. Он приехал обратно ко мне домой, и мы играли всю ночь. Он фантастический. Я люблю этого мужика, и я обожаю, как он играл с Хаулин Вулфом, знаешь.
- Работаешь ли ты над какими-нибудь сторонними проектами, или это полная преданность «Роллинг Стоунз» ?
- Она полная, реально.
- Делаешь ли ты что-нибудь, поддерживающее твое здравомыслие на гастролях ?
- Я принимаю эти китайские травяные таблетки под названием «риши», которые дают некоторую энергию. Это как таблетка-пища для мозгов. Я немного занимаюсь физической разминкой – немного бега и плавания – и в общем плане просто получаю удовольствие от игры.
- У тебя была чудесная карьера.
- Я знаю. Я бы ничего не менял. Она классная. Она была замечательной.