“Rolling Stone”, 28 ноября 2018
Патрик Дойл
Гитарист «Роллинг Стоунз» рассказывает нам о грядущем стадионном туре группы, а также делится планами касательно их первого студийного альбома, начиная с 2005-го.
Кажется, что Кит Ричардс неподдельно тронут тем фактом, что после 57 лет своего существования «Роллинг Стоунз» этой весной в США отыграют перед стадионными толпами в стране, которую он называет «изначальным охотничьим угодьем» группы. «По этому поводу я реально не могу найти нужных слов, — говорит он «Роллинг Стоуну», когда его спрашивают о том, чтó мог бы подумать 20-ти летний Кит Ричардс о выступлениях на стадионах тогда, когда эта команда впервые заиграла на Штатовских задворках в 1964-м. «Это просто удивительно, чувак. Никак не ожидал, что однажды доживу до статуса Луи Армстронга, ты меня понял ?» Последнее отделение тура “No Filter”, которое стартует 20 апреля на стадионе “Hard Rock” в Майами, знаменует собой первые шоу в данных местностях, начиная с тура “Zip Code” (2015), и пройдет в таких городах, как Джексонвилл, штат Флорида, где они не играли на протяжении десятилетий. Билеты попадут в продажу уже в эту пятницу с 10.00 утра. А с нами Ричардс обсуждает то, какие песни он хочет сыграть, в чем заключается магия Чарли Уоттса, а также — на какой стадии подготовки находится первый оригинальный альбом группы со времени “A Bigger Bang” (2005).
- Итак, что мы имеем на сегодняшний день ?
- В последнее время? У-ух… не особо много. Мик и я собирались в студии вместе на несколько дней общей продолжительностью примерно в месяц или около, просто поигрывая. Не имея в виду только это, у нас может случиться сессия где-то в декабре, но я отнюдь не держу пальчики накрест.
- И каков был тот сешн с Миком ?
- Он был отличным, чувак. Вместе мы залепили несколько песен вместе с (продюсером) Доном Уозом. Мы просто отрабатываем кое-что походя. Мы классно оттянулись – и после этого подкопили несколько миленьких вещичек.
- Можешь ли ты хотя бы наверняка сказать, когда нам уже можно будет ожидать пластинку ?
- О, братан… нет. Как я уже сказал — на ранней стадии. Я бы сказал, глядя на положение дел, что мы собираемся отыграть этот тур, так что на этот раз – в следующем году, я бы так выразился. Возможно. Это выглядит как вполне резонные сроки. Я не могу описать новую музыку – и ты знаешь это! Это просто гитары, ударные и бас.
- И ведь вам еще предстоит много разных штук… Я был на открывающем второе отделение вашего тура концерте в Дублине. А как в этом отделении ощущаешь себя лично ты?
- Я помню то шоу – это была холодная ночь, но очень теплая толпа (смеется). На самом деле это, наверное, одна из причин, по которой мы сыграем там еще раз. В том последнем туре нам было так классно… И это была в основном Британия. Но всё окончилось, и каждый огляделся друг на друга со словами: «Нет, ведь мы едва насобачились играть дальше!» В этом плане, данное ощущение отражает, почему к нам пришла идея поиграть именно в Штатах, чего мы некоторое время не делали. При том, что это — наша первая реальная охотничья делянка.
- Как именно вы решаете, что вам нужно ехать в тур ? Это некая встреча, когда вы все садитесь в одно помещение, или просто имейлы и телефонные звонки ?
- Ну-у… На самом деле, я считаю, что сама мысль была подкинута как раз в конце того последнего тура. И в своих очень общих чертах, она звучит так: «Давайте совершим еще одно – но только где ?» Иногда то, как оно происходит, кажется чем-то вроде наобум Лазаря. Но в данном плане среди «Стоунз» начинают срабатывать внутренние часы, когда они чувствуют, что подходящее время пришло – и как группа, и как каждый сам по себе. После всего, к тому времени, как мы начали это, мы не гастролировали почти 9 месяцев. И вот мы собираемся на довольно продолжительную репетицию, потому что оно нам нужно. Нельзя просто выпрыгнуть после 9-ти месяцев и ожидать, что все сыграют тебе как надо. Перед этим должна быть проведена некая немалая работа, понимаешь ?
- После стольких выступлений на протяжении десятилетий, какова важность репетиций ?
- Это лежит на самой поверхности, и я понимаю твой вопрос. Но если ты не будешь делать этого регулярно, то это может стать вопросом того, как бы нам снова собраться вместе и прошвырнуться по нашему скарбу. Это похоже на то, как ты заводишь старую автомашину, которая простояла в гараже 9 месяцев. Тебе снова нужно в неё втопить. А также, репетиции – это всегда очень весело. Это такие классные моменты, когда ты может сказать: «Ну-ка, подождите, давайте попробуем вон то снова, или давайте попробуем это». Именно здесь непосредственное шоу принимает свою форму – сет-лист, с чего ты его начнешь. Все это произрастает именно из репетиций.
- Каковы самые большие отличия в турах по Штатам по сравнению с тем, когда вы прибыли туда впервые ?
- Разница в том, что тогда мы обычно ездили в поездах. В середине 60-х Америка была совсем другой. Честно говоря, я просто не могу поверить в то, что я тусуюсь по соседству со всеми вами так давно, чувак. Уж я-то видел, как эта страна росла. Я знаю ее лучше, чем многие американцы, потому что я старше их !
- Какую пользу ты извлекаешь из того, где страна остановилась на сей день ?
- Прямо сейчас ? Я не собираюсь в это углубляться, потому что это не стоит темы для разговора. Мы все знаем, для чего… Да поможет вам Бог! (смеется)
- Что тебе нравится в выступлениях на стадионах ? Они лучше, чем арены ?
- Мне вроде как нравится их смешивать. Я люблю стадионы, когда стоит подходящая погода и когда дует не очень сильный ветер, потому что в таком случае ты – как у Христа за пазухой. Мне реально нравится играть в закрытых помещениях; это всегда – площадка под контролем. Но в то же самое время, под открытым небом ты пользуешься неким шансом. А им может быть какой-нибудь ссущий дождь.
- Лично ты, чтó ты получаешь от игры в группе ? Что по-прежнему влечет тебя к этому ?
- Сама жизнь (смеется). М-м-м, это то, что я делаю, парень. Дайте мне 50 тыщ человек, и я буду чувствовать себя как дома. Как и вся группа. Как часто говорим я или Ронни перед самым выходом: «Давай-ка выйдем на сцену и урвем свой кусочек мира и тишины».
- Это невероятно. На твой взгляд, продолжает ли блюз существовать как вид искусства для следующих поколений ?
- Ага. Я слушаю кучу новых блюзовых исполнителей. Кажется, что этот жанр все еще реально жив, здоров и дрыгает ножками (смех). Кое-какие классные игроки…Не знаю, как там их звать, но классные маленькие группёшки, которые я слушал. Это обязательная часть. И он всегда будет здесь.
- Новая пластинка Гэри Кларка-младшего, что вышла недавно, просто невероятна.
- М-да ? Ага, парень. Обожаю его.
- Так что это по-прежнему тур «No Filter», но вы, чуваки, готовитесь собраться и порепетировать. Это звучит так, как будто это будет некое полностью иное шоу в отличии от того, что вы играли обычно.
- Ага. Другой порядок песен (смех). Мы пробуем разные варианты все время. Иногда у Мика бывают некие другие идеи по поводу визуального ряда к определенному номеру, и тебе приходится как-то постигать и это. Но в общем плане идет работа просто до той поры, когда мы отшлифуем группу до пиковой формы, а уж тогда, в апреле, она понесется…
- И в последнем туре почти в каждый вечер вы играли “Like a Rolling Stone”. Что побуждало вас делать это ?
- Чувство наслаждения. Мик получал свою дозу задора, особенно со своей гармошкой в конце, что несколько вытягивает песню в иную плоскость. Это неплохая песня. Да здравствует Боб Дилан, один из лучших.
- В Европе группа играла “She’s a Rainbow”, что вы делали не часто.
- Я знаю, и играть её – это странно. Потому что та песня – как музыкальная шкатулка. Но это реально просто та эра, понимаешь, мы пробовали разные штуки… И еще, Ники Хопкинс реально добавил в ту песню много красот.
- Также вы играли “Sweet Virginia” и “Dead Flowers”. По поводу каких еще вещей ты намереваешься сагитировать остальных, чтобы сыграть на этот раз ?
— Я практически подбрасываю в самый последний момент, но в шоу это не вошло, это была “Cry to Me” – старая вещь Соломона Берка, которую мы записали. Так что я хочу попробовать для начала хотя бы её. Посмотрим, как оно получится.
- Видео тебя и Соломона, исполнявших “Everybody Needs Somebody to Love” во время тура “Licks” — оно невероятно. Видишь ли ты «Роллингов» когда-нибудь играющими тур в театрах ?
- Я не знаю, на данный срок мне пока хватит и одного тура (смеется). Я реально не хочу строить планы. Но я был бы более чем рад… Обожаю играть в театрах: это рай, понимаешь ?
- Барабаны требуют физических усилий, а Чарлику уже 77. Как это у него получается ?
- Он очень скрытный паренёк (смеется). Я считаю, что это просто он такой. Не думаю, что он что-то специально делает для этого. Это просто Чарли. Вот что удивительно по поводу чувака! Играть с Чарли Уоттсом – это моя привилегия.
- Остаешься ли ты вместе с Чарли, чтобы поговорить с ним иногда в отеле ?
- Нет. Обычно на гастролях Чарли весь в себе. И обычно к тому моменту, как ты возвращаешься после шоу, то ты вроде как вымотан. Но если мы идем в бар или что-то, то он вполне может к нам заглянуть… И мы можем отколоть званый обед… Но да - с другой стороны, на гастролях ты всегда очень погружен в рабочее настроение.
- Что по поводу тебя и Мика ? У вас были какие-нибудь особо чудные мгновения по ходу последнего тура ?
- Ага. Когда ты реально на гастролях, то каждый в общем-то занят своей работой. Есть пара ночей, когда вы тусуетесь вместе, и пара – когда нет. Мы не забиваемся всей гурьбой в одну комнату и не играем, будучи «Роллингами» или кем угодно. Это очень профессиональный повод.
- В прошлом году случилось много прощальных туров. Что ты взял из них для себя ? Род Стюарт недавно сказал, что 3-х летний последний тур Элтона Джона – «лживый и воняет проданными билетами».
- Ну… так, но ты всегда можешь поглядеть на это с другой стороны. Если ты имеешь в виду именно это, то так оно и пройдет. Моя башка просто еще не дозрела до этой мысли… Не уверен, что вы этого не дождетесь. Возможно, этот и будет последним… не знаю.
- Делаешь ли ты какие-нибудь физические упражнения в качестве подготовки к туру ?
- Я встаю (смеется).