Ронни Вуд – по поводу победы над зависимостью и о том, как осчастливить Мика Джеггера. А также гитарист «Стоунз» обсуждает радость выступлений, обмен фраз с Китом Ричардсом и свой новый трибьют Джимми Риду.
Автор: Кори Гроу
16.09.2021.
«Я обожаю картины экспрессионистов и люблю экспрессию через гитару, — говорит Рон Вуд о двух своих предпочтительных средствах передачи чувств.
Когда его спрашивают, чем он занимался во время локдауна, Ронни Вуд не выглядит слишком задетым этим неожиданным простоем. «Я гулял в английской глуши около мили отсюда,- говорит художник и гитарист «Роллинг Стоунз». «Я бродил по лесу. И я невероятно много рисовал. Я реально использовал это время по максимуму».
Хотя также он и провел некоторую часть свободного времени в борьбе против мелкоклеточного рака, 74-х летний Вуд также выделил пространство, чтобы порисовать и поиграть на гитаре в записях «Роллинг Стоунз» для грядущего переиздания “Tattoo You” и для каких-то еще необъявленных релизов его предыдущей группы “The Faces”. «Это было таким приключением во время локдауна – провести месяц или что-то, снова связавшись узами с песнями, о которых я полностью забыл, или которые были положены «под сукно», — говорит он во время интервью по Зуму около месяца до смерти ударника «Стоунз» Чарли Уоттса. «Я подумал – вау. Теперь пришло время для того, чтобы снова издать вот эти, потому что они – вне времени».
Также у него было некоторое время на то, чтобы порефлексировать о вневременной музыке другого музыканта, когда он подготоваливал релиз своего нового соло-альбома “Mr. Luck – A Tribute To Jimmy Reed: Live At The Royal Albert Hall”, который выйдет 17 сентября. Пластинка запечатлела концерт Вуда в 2013-м, в котором он играет в одной обойме с гитаристом Миком Тейлором, которого он заменил в «Роллинг Стоунз» в середине 70-х, а также со «специальными гостями», среди которых Пол Уэллер, Мик Хакнелл из “Simply Red” и Бобби Уомэк, который умер в следующем году. «Это была одна из последних вещей, где он играл», — говорит Вуд. «Так мило, так мило».
Вуд хотел отдать дань уважения Риду, потому что он ощущает, что люди склонны обходить вниманием блюзмена, который сочинил классику начала 60-х вроде “Baby, What You Want Me To Do”, “Big Boss Man” и “Bright Lights, Big City”. «Все и каждый говорят о Мадди Уотерсе и Хаулин Вулфе, и о Бадди Гае», — говорит он. «В своей подаче материала Джимми был прост. Это немного похоже на реггей-музыку глазами неофита, когда кто-то думает вроде: «Итак, все песни звучат так, будто у них один и тот же бит». Их структуры схожи, но все песни – это такие разные персонажи, и каждая по-своему».
Конечно, Вуду лучше знать. Он искал себя в роли блюзового поборника в 60-е, и неплохо — перед тем, как соединиться с “The Faces” и «Стоунз». Он играл на басу в группе Джеффа Бека, а позднее отыграл выступление с Бо Диддли и участвовал на сессиях с Би-Би Кингом. За пределами блюза он записывался с Джорджем Харрисоном, Бобом Диланом и Аретой Франклин, а также он успешен как визуальный артист, регулярно выставляя на публику свои рисунки, изображающие коллег по группе, и сет-листы «Стоунз». Здесь, для нашей рубрики «Последнее слово», он оглядывается назад на все те уроки, что он получал на протяжении своей жизни, и объясняет секреты того, как он ладил со всеми своими известными друзьями.
- Какое определение ты дашь слову «успех» ?
- Удовлетворять людские массы, видеть выражения их лиц, то удовольствие, которое мы им доставляем, когда играем «живые» концерты.
- На сцене ты всегда выглядишь таким раскрепощенным и счастливым. Каков секрет менее серьезного отношения к жизни?
- Люди говорят: «Если ты хочешь иметь успех в чем-либо, то выбери то дело, что доставляет тебе удовольствие». И улыбка не сходит с моего лица потому, что я обожаю играть на гитаре и обожаю дерзать и учиться чему-то новому.
- “Mr. Luck” отдает дань уважения блюзмену Джимми Риду. Некоторым из тех песен почти 100 лет. Как ты внутренне соединяешься с такой музыкой ?
- В ней есть та общая тема, что проходит через всю «душевную» музыку, будь то соул-музыка или нет… Я испытываю наслаждение от прослушивания изначальных пластинок, и потому я испытываю чувство гордости, когда слышу свои кавер-версии. Я думаю: «Так ведь они же «живьем», немного необтесанные краям, но это вот такой вот я». И это напоминает мне “The Faces”. Мы играли «живьем» и были шероховатыми по краям, и все мы любили Джимми Рида.
- Мик Тейлор — гитарист, которого ты сменил в «Роллинг Стоунз», — на этой записи присоединился к тебе в каждой песне. Как ты избегаешь некоей щекотливости в подобных отношениях ?
- Они никогда не были щекотливыми. Он всегда был доброжелателен ко мне, а я к нему. Мы просто нормально прошли через все те «щекотливые» ситуации в жизни. Мы оба оборачиваемся на много лет назад, в 60-е, когда он был в “The Gods”, а я — в “The Birds”, и он не был уверен в свои силах. Он любил говорить: «Я не могу выйти на сцену. Я слишком нервничаю. Может, ты сыграешь мой сет за меня, Ронни ?» И я играл за него, а потом играл и свой сет. Но я думал: «Я вроде как помог ему отлынивать от концерта». Он реально не знал, насколько классно он играет, и вплоть до этого дня, и гораздо лучше, когда он играет, чем когда объясняет, что происходит у него в голове. Он скажет это через свою гитару лучше, чем кто-либо другой. Думаю, что на этом альбоме Джимми Рида он сыграл одну из своих самых лучших гитар, что я когда-либо слышал от него.
- Ты выжил в раковой угрозе во время прошлого года. Что заставляло тебя продолжать ?
- В 2017-м у меня был первый поединок — то был рак легких, через который я прошел удачно. А потом, в 2019-м, у меня нашли мелкоклеточный рак, который был более опасен и более «вероломен». Мне пришлось пережить химиотерапию и радиотерапию, но это было прошло втихую, под всеобщий Ковид с локдауном; у меня было некое пространство на то, чтобы справиться своими средствами вместо того, чтобы выносить это на публику.
Многие люди говорят мне: «Ты мне ничего не рассказывал. А то я бы мог помочь тебе». И я говорил: «Мне не хотелось никого тревожить. Я просто хотел справиться с этим сам и пройти через это сам по себе – и с огромной помощью (моей жены) Салли, она была чудесной. Так что теперь я полностью «чист» и это большое приятствие. Теперь, как я надеюсь, мы выходим из локдауна, и я выхожу из своей раковины, я постепенно набираю силы и так далее, и я буду готов к туру.
- Каковы твои самые важные правила жизни ?
- Живи, не торопя события. Имея в виду те программы восстановления, что я нежно люблю – «Анонимные наркоманы» и «Анонимные алкоголики» – то, что помогло мне пережить за эти 12 лет все подряд – на каждый шаг я тратил год. В шаге третьем я вручал свою волю и жизнь кому-то другому, моим «высшим силам». Я делегировал свои проблемы, и я чувствую себя реально безопасно, зная, что о них позаботятся, и что все будет в порядке.
- Какой совет ты бы дал тем, кто страдает от зависимости ?
- В прошлом месяце я выступил на публичной встрече благотворительного фонда, который поддерживают принц Уильям и Кейт. И когда настал мой черед говорить, то я сказал: «Привет, я — Ронни, я страдаю зависимостью». И после того, как я соскочил со своего разговора, то люди сказали: «Вау. Какой же ты смелый, если ты говоришь людям о том, что ты наркозависим». И я сказал: «Нет. Это все естественно. Если ты - личность, склонная к зависимостям, то признать данный факт – это большое дело»… Люди не должны бояться сказать, кто они такие на самом деле, и чего они хотят, и попросить о помощи. В последние несколько месяцев мне приходилось много раз обращаться за помощью, борясь со всем тем, с чем я боролся, и в этом процессе я становился лучше. Люди хотят помогать.
- Какая музыка по-прежнему трогает тебя в первую очередь ?
- Моцарт, сыгранный (русским виолончелистом Мстиславом) Ростроповичем. Чак Берри сказал: «Мы не играем ничего, что уже не сыграл бы Моцарт». И в определенном роде это отличная мантра, потому что я обожаю открывать (то, что для меня внове) все время.
- Что ты делаешь для того, чтобы передохнуть ?
- Пытаюсь реально загрузить себя (смеется). Я рисую или играю на гитаре. Я обожаю играть с моими маленькими детьми. Я получаю очень большую отдачу от медитации, и я отдыхаю, когда читаю, играю и рисую, и таким образом, вот что я делаю. Даже если бы я оказался на солнечном острове, то и там бы также рисовал или играл на гитаре.
- Что ты получаешь от занятий рисованием, чего не получаешь от игры на гитаре ?
- Все это – экспрессионизм. Я обожаю картины экспрессионистов, и я обожаю экспрессию через гитару. Выражать чувства через рисование – для меня это очень классная вещь, просто затем, чтобы сохранять свой душевный настрой сконцентрированным на чем-то одном. Это похоже на медитацию, и ты входишь в «режим рисования», и он может продолжаться неделями, месяцами. А потом я вхожу в «режим музыки», и подобный перерыв очень нужен.
И совсем недавно я наилучшим образом отсиделся дома: мы переигрывали старые песни «Стоунз», оставшиеся с тех пор, как они не были изданы, чтобы соотнести их с переизданием “Tattoo You”. И прямо от работы над ними с Миком я пришел к работе с Родом над песнями “Faces”, которые не были изданы точно в тот же период – конец 60-х и начало 70-х. И у обеих групп нам удалось найти по нескольку «жемчужин», которые просто вне времени, и с течением дальнейших месяцев (или нет) мы будем издавать кое-какие классные штучки затем, чтобы люди получили удовольствие в точно той же мере, как мы получали удовольствие, открыв их заново.
- Ты и Кит Ричардс описываете ваше гитарное взаимодействие словом «плетение». В чем секрет подобной практики ?
- Это «конструктивный диалог». Это неписаный закон уступления свободного пространства, и другой парень — он может просто вложить туда одну ноту, или он может ответить на вопрос фразой на гитаре.
- А знаешь ли ты, когда именно нужно уступить пространство Киту ?
- Понимаешь, если я не оставлю Киту пространство, то в следующий момент он оденет мне мою пробитую гитару на голову (смеется).
- На твоем новом альбоме ты лидируешь в группе. Чему ты научился в плане того, как быть фронтменом, от Рода Стюарта в “The Faces” и Мика Джеггера ?
- Они любят непритворную поддержку. Они хотят слышать: «Эй, чувак, ты хорошо поработал», потому что они продают «это»: Джеггер играет в своего Джеггера, и Род играет в своего Рода, но вся подоплека в том, что они хотят знать, что находятся на правильном пути, потому что считают реально важным то, что они делают. В первую очередь для них– это то, как сделать публике приятно и отдать лучшее: лучшее шоу, лучший альбом, лучшее видение музыки.
- В припеве к твоему хиту “Ooh La La” (Faces) поется: «Хотел бы я знать то, что я знаю сейчас, когда был моложе». Что бы ты желал знать тогда ?
- Я бы желал знать, что все промоутеры будут меня надувать. Это вроде: «О Боже, эти парни открыли супермаркет и сеть ресторанов, а я сижу на 50 фунтов в неделю или что-то». Это вроде: «Вау, хотел бы я знать то, что я знаю сейчас». Это может быть забавно. Это жизнь по правилам жизни, понятно ?