Автор: Пит Маковски
«Beat Instrumental», ноябрь 1979
У Мика Тейлора — обновленное и тактичное отношение к своей знаменательной позиции в рок-н-ролльном Зале славы. В 29 лет Тейлор играет профессионально уже 15, и для человека, который одно время наслаждался славой как 5-й член РС (нужно ли говорить: «легендарный» ?), это в общем достойно уважения — слышать его, неподдельно отставляющего в сторону своё прошлое суперзвезды без озлобления или намека на сожаление.
«Я был просто гитаристом», — скажет он вам без ложной скромности, хотя это высказывание кажется несколько строгим по отношению к человеку, чья льющаяся техника добавила новые измерения к саунду «Стоунс», ранее предсказуемому и запродюсированному. Просто послушайте его вклад в “Can You Hear Me Knocking ?” (на “Sticky Fingers”) или в любой песне с “Goats Head Soup” для доказательства присутствия Тейлора. Более того, Кит Ричард указывает Тейлора в трансформации “Honky Tonk Women”, которая изначально появилась как безупречная, развязная, почти тренировка шумового оркестра на “Let It Bleed” (тогда известная как “Country Honk”), пока мистер Т. подкреплял саунд теми немедленно узнаваемыми пронзительными «аккордами силы», которые появились на более известной сингл-версии. Нужно ли говорить больше ?
После долгой спячки вне ДЕЙСТВИЯ, Тейлор наконец наверстал упущенное с альбомом «Мик Тейлор» на “CBS”, который отражает многие грани Тейлора и его гитары, доказывая, что он не потерял свою манеру исполнения или элегантность, когда ушел из «Стоунз» (проверь “Leather Jacket”). Наконец, он также представляет наработки своего явного разнообразия, которое простирается от откровенного «домашнего» акустик-блюза до более тонких джазовых кренов. Это далеко от совершенного продукта, но как говорит парень: «Это очень честный и искренний альбом».
Вплоть до недавних пор Тейлор остается тишайшим лабухом изо всех, что вы когда-либо встретите. Но выпуск его собственного альбом перенес его из жилища в Нью-Йорке назад в Лондон, где я поговорил с ним в квартире друга.
Тихий, робкий мужчина, который без перерыва курит ментоловые сигареты, Тейлор сел в углу понтовой викторианской квартиры и начал интервью, вспоминая, когда он читал “Beat” во время лет становления своей музыкальной карьеры (это увеличит тираж, шеф ?) (Нет, даже если он не читает его сейчас – ред.)
«Я начал играть на гитаре, когда мне было около 13-ти. Я никогда не считал, что особенно хорош, но я знал, что смогу развиваться. Моей первой гитарой был “Hofner President”. Потом я достал “Fender Jazzmaster”, металлический и голубой, вроде того, на каком играет Элвис Костелло. Когда мне было 16, я купил “Les Paul”. Это тогда я начал покупать много американских пластинок с блюзом, «открывая» людей вроде Эрла Хукера. Для тех парней блюз – второе естество, хотя я не верю в миф, что «белый человек не может играть блюз». Это чувство, а не классификация. Я ненавижу категории. На моем альбоме есть пара инструменталов, которые люди относят к джазу, но правда в том, что я не джазовый исполнитель. Это просто несколько мелодических аккордовых изменений и гармоний. Я бы никогда не смог играть би-боп, но я считаю, что дух джаза, рок-н-ролла и блюза неизбежно один и тот же».
Прямо до старшего подросткового возраста опыт игры у Тейлора ограничивался колупаниями с несколькими гаражными группами. Его первое знакомство с профессионализмом случилось, когда он увидел папочку британского блюза Джона Мэйолла (вместе с Алексисом Корнером), и изрядно подбодренный друзьями, поднялся на сцену поджэмовать. Это привело его к вступлению в качестве полноправного члена, приняв вахту от Эрика Клэптона. «Хотя я начал играть, когда был достаточно юным, только с Мэйоллом я реально начал развиваться. Перемена от стуков в зальной комнате к настоящему существованию там, на сцене, с компанией уважаемых парней, была феноменальной и реально выдавила меня из моей скорлупы. Быть поставленным в позицию вроде той, идя по следам Эрика Клэптона, это волновало более, чем присоединиться к «РС». Игра с Мэйоллом, как и «Стоунс», немедленно дала Тейлору престиж, перенеся его в Америку, где он отыграл приличный объем сессионной работы и джэмов, и ему даже посчастливилось подышать одним воздухом с Хендриксом в «Филлморе». Во второй раз они встретились по возвращению в Лондон в ныне разрушенном “Speakeasy”, в пору его хрестоматийного расцвета – опыт, который он никогда не забудет.
«Я джэмовал с Джими в Спике… вообще-то, на самом деле я разрешил ему попользоваться моей гитарой. Я правша, а он нормально — левша, но парень, реально в равной степени владеющий обеими руками, он просто взял мою гитару, перевернул ее снизу вверх и играл… я просто сидел и смотрел. В те дни это было довольно неплохо, каждый вышел из того же окружения, люди не были такими самолюбивыми».
Был ли Хендрикс влиянием ?
«Нет, но парень был отменной звездой. Штучка «гитарные герои» началась с “Cream” и Хендрикса. Когда Хендрикс приехал в Англию, он уделал всех остальных, не было никого похожего на него. Я никогда не пытался копировать его, но он вселил в меня большую уверенность в том, что гитара безгранична, он отбросил любые ограничения, которые установили джазовые гитаристы. Сегодня так много гитаристов, но не многие из них способны самовыражаться как личности так, как это делал Хендрикс».
Какие другие гитаристы тебе нравятся ?
«Мне нравятся кое-что из вещей Джона Маклафлина и Ларри Карлтона. Особенно мне нравится Джефф Бек, вся его подача — такая отвязная и амбициозная. Есть трек на “Wired” – “Pork Pie Hat”, который я однажды подумывал сыграть. Нет никакой другой джазовой пьесы, которая точно так же хороша для блюза. Ещё мне нравится гитарист, который играет с Питером Тошем, кажется, что он относит музыку в иное направление. Одна из моих любимых групп – это, без сомнения,“Little Feat”. Я играл с ними в “Rainbow”на их концертном альбоме. Для меня они были великой рок-н-ролльной группой 70-х, доказательство, что правильный тонус дает огонь».
В течении последних двух лет Тейлор был довольно сильно поглощен своим сольным альбомом. Я спросил его, почему потребовалось так много времени, чтобы он материализовался.
«Различные причины. Во-первых, большая часть треков были написаны в студиях. Это началось со мной, Джином Расселом (клавишные), Аланом Спеннером (бас) и Ричардом Бейли (ударные). Большая часть песен были сделаны из бэкинг-треков, которые состояли из клавишных и перкуссии. Если у тебя есть ударник, то кто его знает, что он играет, это так свободно. Я не могу сказать, что это оправдывает тот объем времени, что потребовался, но также это был первый раз, когда я продюсировал себя, а когда ты не используешь одного и того же звукорежиссера, то трудно расслабиться и корректировать себя. Есть несколько треков, которые не попали на альбом. Песни на альбоме как бы сами выбрали себя. Все, что я знал, это что я должен был записать альбом, это в первую очередь должен был быть гитарный альбом… но это несколько более усложнилось. Я реально хочу пойти в студию и начать работу над следующим альбомом, но только на этот раз — со связкой законченных песен и с группой, с которой я езжу на гастроли».
Делал ли ты когда-нибудь какие-либо домашние записи, когда был в «Стоунз» ?
- Нет, я никогда особо не занимался сочинением совсем. Я реально соавтор пары песен. Но с Китом и Миком… их песни были довольно завершенными, когда они сочиняли, и обычно мы делали посильный вклад, кто что мог. Я более или менее помогал аранжировать материал».
Этот альбом знаменует твой дебют как вокалиста и композитора.
«Ага, на самом деле я очень ленив в плане слов, я не писал сразу столько песен сто лет. Что касается пения, то я вошел в это с Миком и Китом. По любому, когда я соберу свою группу, то я собираюсь использовать другого гитариста, парня по имени Пит Кёркман, можно делать хорошие вещи с двумя гитарами, и это даст мне больше пространства петь».
На данный момент Тейлор охотится за новыми гитарами. Несколько лет назад его коллекция была обкромсана, когда у него и Ричарда похитили 50 гитар из их дома во Франции. Я спросил его, из чего состоит его нынешняя коллекция. «У меня есть два “Les Paul”, “Firebird”, 1954 “Telecaster” и “Fender Stratocaster”. Мне реально нравится использовать рукоятку тремоло, и я собираюсь приобрести встроенное устройство, которое препятствует расстройку струн. Давай посмотрим. Есть “Gibson SG” и “Gibson 335”, который дает слишком сильную «обратную связь», чтобы использовать на сцене. У меня есть красный “Guild” с маленьким корпусом, “Martin” и “Ovation”, на которых я играю в Нэшвиллской настройке. На самом деле я купил пару гитар у Кита за два года до того, как присоединился к «Стоунс». Я знал Иэна Стюарта, который – один из солидных людей в окружении, и он рассказал мне, что они продают пару «Стратов». Я помню, как пришел в студию, где они записывали “Satanic Majesties Request”во время их психоделической эры. Я помню, что видел, как они прогуливались в своих облачениях, в качестве фона можно было слышать бренчание ситара…
Думаю в данный момент, что “Gibson” и “Fender” поставили на поток менее качественные гитары по сравнению с японскими. Это зашло за пределы имитации. Гитары “Ibanez” неплохи. Мне также было бы неплохо заиметь “Flying V”».
Струны какого калибра ты используешь ?
«Жесткие. Мягкие похожи на рыболовную леску, с ними слишком просто, снижают громкость и они недолговечны».
Что по поводу педалей эффектов ?
«Я использую фазер MXR, и я обычно использовал электрическую подпитку, но она очень сильно жужжала. Я бы не прочь достать графический эквалайзер».
Усилки ?
«Я имел привычку использовать большие “Ampeg”, когда я был в «Стоунз». “Ampeg VT 40”- это хороший студийный усилок. Некоторые гитары просто не подходят к усилителям. Лично я предпочитаю ламповые транзисторам. Я недавно попробовал усилок “Boogie”, но он не был таким громким. Хотя спасибо технологиям, можно ставить микрофоны к дополнительным колонкам через усилители для исполнителя и заставлять звучат маленькие усилители невероятно громко».
Ты балуешь себя в некоторые модификации на твоем оборудовании ?
«Я встроил регулятор напряжения в мой «Фендер Страт», мне кажется, что когда ты делаешь определенные вещи чтобы усовершенствовать твою гитару, то можно потерять изначальный звук».
Тейлор в настоящее время собирает воедино группу и совершит возвращение, сыграв серию выступлений в маленьких клубах по Америке. Также он завершил альбом с Китом при участии экс-вокалиста “Mamas And Papas” Джона Филлипса.
Что касается его новой группы: «Она будет более вольготной, чем альбом, я не ездил на гастроли так долго, так что кто может сказать, что получится».