Судя по уже вышедшему на экраны видео “Just Another Night” (1984) , понятно, что лидер «Роллинг Стоунз» попутно работает в одиночку без коллег по группе, бродя по тропе сольного творчества. В бородатом 1985-м появился альбом “She’s the Boss”, который Джаггер представил публике на Международной музыкальной ярмарке во Франкфурте (ФРГ). Мик Джаггер дал нижеследующее интервью по случаю окончания работы над своим первым сольным альбомом, в котором принимали участие всемирно известные первоклассные музыканты — такие, как Джефф Бек, Херби Хэнкок и многие другие.
Конечно, Джаггер всё еще остаётся лидером «Роллинг Стоунз». Несмотря на инициативу, которая исходит ото всех участников группы, он пристально следит за их сплочённостью. «Чем старше мы становимся, тем больше мы сближаемся», — комментирует Мик Джаггер взаимоотношения в рядах «Стоунз» в настоящее время. А еще он рассказывает, что часто ходит на крокетные матчи вместе с Чарли Уоттсом. На 1985 год «Роллинги» куют новые планы. В перспективе на осень — большое турне. Следуя традиции группы, скоро в продажу должна поступить их новая студийная пластинка.
В начале 1985-го всеобщее внимание привлёк музыкальный прыжок Мика Джаггера «на сторону» – его сольный продукт «She’s the Boss”. Уже полгода в хит-листе ФРГ он находится на 5-м месте, а в США — на 14-м. Злились ли «Стоунз» по этому поводу?
Мик Джаггер отвечает на этот вопрос отрицательно и добавляет:
— Кит Ричардс давно уже мог бы заниматься сольным творчеством, если бы не ленился. Однако следует отдать ему должное: он все свои силы отдаёт служению группе, и конкретно сейчас — как продюсер нашей новой пластинки».
- Как повлияли на музыку «Роллинг Стоунз» различные продюсеры – например, Луг Олдэм, — и смена различных звукозаписывающих студий?
— Олдэм, конечно же, сильно влиял на нас, но сложно сказать, как именно это у него получалось. Прежде всего, он ободрял нас и побуждал сочинять свои песни. Мы хотели делать хиты – и неважно какие. Мне уже тогда было ясно, что мы не могли вечно играть старый ритм-энд-блюз — по крайней мере, на синглах. Студия “Chess” в Чикаго была первой студией, в которой мы себя действительно хорошо чувствовали. Там было хорошее звучание. В то время английские студии были невероятно плохими, и я до сих пор не понимаю, как «Битлз» удавалось добиться такого хорошего звучания, хотя они записывались в ЕМI — хорошей, но старомодной студии с английскими звукотехниками. Потом мы записывались в “Kingsway” — одной из первых современных студий, затем в “Regent Sound”, в “RCA” в Лоc-Анджелесе… Однако наши самые ранние вещи были ещё очень спонтанными. В других студиях мы между делом учились работать с аппаратурой.
- Часто люди задаются вопросом, кто написал тот или иной текст в тандеме Джаггера — Ричардса? Это действительно можно различить?
- Сначала большинство текстов писал я, но некоторые тексты также сочинял и Кит. Позже я начал писать и музыку. Но, кажется, публика и так знает, что сделал я, а что — Кит. Во всяком случае, я сам этого не знаю, и у меня нет желания принимать участия в каком-либо строгом разделении труда. Мне это просто безразлично.
- В команде авторов Мик Джаггер — Кит Ричардс никогда не было напряженных отношений?
- Нет! Или… подождите… да, когда появилась “Satisfaction”, у нас была единственная настоящая размолвка во мнениях относительно её названия. Но сейчас наши сердца опять бьются в одном ритме – и всё это ради «Стоунз»!
- Долгое время «Роллинг Стоунз» считались группой, чей успех был определён выпуском пластинок – синглов. Это изменилось только позднее. Каким образом группа пришла к такому развитию событий?
- Естественно, мы были в курсе этой проблемы, и, несмотря на то, что выглядели как «сингловая» группа, мы также очень интересовались и долгоиграющими пластинками — уже потому, что они хорошо продавались. В США мы заметили, что многие радиостанции придерживались названий, которые были на альбомах — они были важней, чем синглы. Затем мы всё время пренебрегали синглами — прежде всего потому, что было невозможно выпускать одновременно в год четыре или пять синглов и два LP. А потом мы просто собирали синглы и стороны Б на один альбом. Собственно, мы хотели производить хорошие LP с самого начала. Наш сборник с хитами принес нам несколько миллионов.
- Какими же были в действительности отношения между двумя мировыми группами 60-х: «Битлз» и «Роллинг Стоунз» ? Имела ли место жёсткая конкуренция или, как утверждают другие, дружеское сотрудничество?
- Ну — наверное, дружба, как это часто утверждают, которой никогда не было. — Ззнаменитая улыбка Мика уголками рта, направленными книзу, позволяет интерпретировать этот ответ как угодно. – «Битлз» были заносчивы, и иногда их сложно было понимать. Успех пришёл к ним слишком быстро, они были мальчиками из провинции и не хотели этого показывать. Так они много оборонялись ото всех – возможно, слишком много людей от них чего-то хотели. Разумеется, было также и музыкальное соперничество между некоторыми городами в Англии.
- Какие притязания вы связываете со своей музыкой ? Как вы хотите, чтобы ваша музыка была понята?
- Наша музыка? Да вы знаете — я делаю музыку и хочу, чтоб её принимали как таковую. Просто так.
- Какой вопрос вам чаще всего задают журналисты?
— Этого я не знаю! Но когда я пересёк возрастную границу 35 лет, меня часто спрашивали про несоответствие между возрастом рок-певца и его имиджем.
- Разве рок-певец средних лет не является анахронизмом?
- Вообще — нет. Насколько он хорош — вот это на самом деле важно. А я всё ещё хорош. Все мы всё ещё хороши. Но, конечно, всю свою жизнь я не буду петь рок. Определённо нет.
- А как долго вы ещё будете выходить на подмостки?
- Пока мне это приносит удовольствие!
Вопросы о личной жизни с годами Мик Джаггер выслушивает не слишком охотно. От таких вопросов он предпочитает уклоняться. За исключением одного:
- Когда был самый прекрасный миг в вашей жизни?
- Когда родилась моя доченька Джейд. Этому мгновению я радовался как никогда долго.
Дочери Джаггера Джейд и Кэрис (они растут в пансионате), возможно, пойдут по музыкальным стопам отца: Джейд — в качестве актрисы, Кэрис – как певица.
- «Стоунз» и политика – горячая тема. Что думает на этот счёт Мик Джаггер?
- В 60-е годы мы были группой для революционной молодёжи мира. С помощью музыки и марихуаны мы боролись против грязной войны американцев во Вьетнаме.
- На «Стоунз» повлияло так называемое движение «власти цветов»?
- Нет. Например, в «Jumpin’ Jack Flash» нет ни любви, ни мира, ни цветов. Мы никогда не следовали рабски ни за каким трендом, даже если мы всегда знали о его существовании. Возможно, в этом причины того, что мы так долго можем двигаться вперёд.
- Какого вы мнения о политике?
- Такие люди, как Рейган, которые достаточно наивно играют с политикой, опасны.
Также, намекая на забастовку английских горняков 1984-85 гг., Мик Джаггер говорит:
— Моя симпатия принадлежит английским рабочим. Они обречены переносить тяжёлые времена — особенно семьи с детьми.
Даже если при производстве пластинок или при турне ещё не использовались возможности для музыкальных доказательств всех вышеозвученных положений, в вопросах и проблемах современной жизни Мик Джаггер – интересный партнёр для разговора. Возможно, следует ожидать чего-то нового в его автобиографии…
- Я хочу поговорить в ней о моей жизни и о своей позиции относительно «Стоунз». Политическое развитие нашего общества – прежде всего молодёжи – в 60-е гг. должно освещаться синхронно с моим личным развитием. Так я считаю и теперь. Мой жизненный опыт после всех тех классных 15-и лет, проведённых в «Стоунз», вполне заслуживает этого.
О второй книге – другого участника группы Билла Уаймена,- Джаггер говорит:
- Это будет абсолютно другая работа — даже если я встречусь в ней с частью своей жизни. Билл – прилежный собиратель архивов «Стоунз» – пишет, используя собранные им многочисленные факты, историю «Роллингов» с точки зрения одного из участников. Это произведение — как, впрочем, любая книга о «Стоунз» – будет смотреться сквозь «розовые очки» автора.
- В “She’s the Boss” есть новая песня теперь уже почти классической команды авторов Джаггера — Ричардса: “Lonely At the Top”. Ваше сотрудничество с Китом продолжается?
- Само собой! Мы с ним написали эту песню для новой пластинки «Стоунз». Но после того, как мы её записали, она нам не понравилась. Мы её выкинули. Я её ещё немного переработал. Она лучше всего подходит для моей сольной работы. Кит, с которым я, кстати, тружусь над новыми треками для «Стоунз», был с этим полностью согласен.
Из книги: Die Rolling Stones: Musik und Geschaft. Leipzig, 1986
Перевод c немецкого: Елена М.К. (Gata), 2011