Глава 12: «Сквозь тусклое стекло»

Итак, Брайан ушел из этого мира навсегда. После его смерти все вещи, как уже было сказано, были вывезены из Котчфорда в неизвестном направлении. В их числе были и многочисленные магнитофонные пленки — результаты работы Брайана в его музыкальной комнате. Неоднократно высказывались предположения, что Котчфорд был разграблен по указке «Стоунз». В справочнике немца Центграфа фигурирует название одной из песен, над которой Брайан якобы работал незадолго до своей смерти — “Has Anyone Seen My Baby”. Спустя много лет «Роллинги» издали вещь с подобным названием — “Anybody Seen My Baby”. Ее загадочный, гипнотический рефрен отчетливо вызывает в памяти игру Брайана в “2000 Light Years From Home”. Швейцарец Ф. Эппли, автор книги обо всех сессиях записи группы, обмолвился, что якобы слышал фрагменты пленок Брайана — будучи проездом в США — в начале 90-х. Это наводит на определенные выводы: записи Брайана были похищены и нашли свое пристанище в Штатах.

В интервью для журнала “Mojo” в 2003 году Кит Ричардс несколько раз непечатно обозвал Брайана. Многие фаны «Роллингов» видят в этом проявление некой молодецкой удали и «крутизны» Ричардса. Но это — очень прискорбный факт. Человек, который получил от Брайана все в этой жизни, еще имеет совесть так нелицеприятно высказываться о нем! Впрочем, Бог ему судья. Среди многих простых смертных очень распространена привычка не целовать, а кусать руку дающего. Окончательную точку в безмолвном споре Джонса и Ричардса, вероятно, поставит только Ее Величество История.

Гитары, очень и очень похожие на те, на которых играл Брайан в 60-е годы, неоднократно появлялись в руках у Ронни Вуда во время последних 2-х турне «Роллингов». Плащ с блестками и знаками Зодиака, в который Брайан был облачен на открытии «Рок-н-ролльного Цирка», находился в числе гардероба Аниты во время съемок фильма “Performance”, которые закончились после его смерти. Этот список можно продолжать и продолжать. Пусть вдумчивый читатель сам сделает свои выводы.

Ферма Котчфорд уже в ноябре 1969 г. была выставлена на продажу фирмой “Bernard Walsh & Co.” за 32 500 фунтов. Покупателем ее стал некто Алистер Джонз (поистине — эта фамилия всплывает всюду, где дело так или иначе касается Брайана).

Алексис Корнер после смерти Брайана продолжил свою музыкальную карьеру, параллельно сделав передачи на радио Би-Би-Си о Брайане (1971 г.) и «Роллингах» (1975 г.). Он умер в Лондоне 1 января 1984 года от рака легких (всю свою жизнь Алексис был заядлым курильщиком, и его низкий и хрипловатый от никотина голос долгие годы был его «торговой маркой»).

Сьюки Потье после смерти Брайана некоторое время продолжала поддерживать видимые дружеские отношения с «Роллингами», но вскоре эта «дружба» сошла на нет. В 70-е годы она вышла замуж за бизнесмена из Гонконга Роберта Хо, от которого родила двоих дочерей. К сожалению, ей удалось пережить Брайана всего на 12 лет: 23 июля 1981 г., в неполные 34 года, она вместе с мужем разбилась на автомобиле в Португалии. За рулем сидела сама Сьюки, и предположительно, она не справилась с управлением после ссоры с супругом, который якобы заявил ей о том, что намерен подать на развод.

Анита Палленберг прожила с Китом Ричардсом до 1979 г., родив ему двоих детей. К тому времени она изрядно подурнела, располнела и даже сломала себе шейку бедра, из-за чего некоторое время передвигалась с тростью. Формально ее роман с Ричардсом закончился после того, как в его доме в присутствии Аниты застрелился ее 19-летний любовник Скотт Кантрелл. После расставания с «Роллингом» Аните достался легендарный дом “Redlands”, где она проживает по сей день с дочерью Анджелой и ее семьей. От ее былой красоты не осталось и следа — своим видом она теперь больше напоминает бомжиху с Курского вокзала. Временами ее дьявольский нрав выплескивается наружу: так, после трагедии в США 11 сентября 2001 г. она появилась на каком-то званом приеме в майке с изображением Осамы Бен Ладена, а затем посетила инкогнито российскую столицу, где коллекционировала сделанные на свой мобильник фото интерьеров общественных уборных.

В 1996 г. жители Челтнема Дэвид Рейнольдс и его супруга Мэрэлин решили создать первый в мире фан-клуб Брайана Джонса. Тогда же было принято решение издавать собственный журнал (фэнзин) о Брайане под названием “The Spirit”. Вскоре почетными членами клуба стали Пэт Эндрюс, Ричард Хэтрелл и Билл Уаймен. Клуб выпускал по одному номеру журнала три раза в год, а также проводил встречи у могилы Брайана 28 февраля и 3 июля каждого года с привлечением всех желающих.

8 сентября 2001 г. в Лондоне в возрасте 62 лет от рака скончался самый первый вокалист будущих «Роллингов», тогда еще безымянных — Брайан Найт, известный блюзовый гитарист, композитор и певец. Ему принадлежала почетная, хотя и краткосрочная миссия объединения самого первого состава группы Брайана — такой, какой она была в начале 1962 года: на запись своего альбома “A Dark Horse” (1980) он пригласил Иэна Стюарта и Джеффа Брэдфорда. На этом же альбоме играл и Чарли Уоттс.

3 июля 2003 г. на стене дома №17 “Rosemead” по Эльдорадо-роуд в Челтнеме была торжественно открыта круглая мемориальная табличка синего цвета с надписью: «Брайан Джонс, 1942–1969, основатель «Роллинг Стоунз», жил здесь, 1942–1950».

В 2003 г. фан-клуб Брайана начал вынашивать идею о возведении памятника ему в его родном городе. Тогда же строительная компания “Bryant Homes” (обратите внимание на название!) предложила городскому совету назвать одну из новых улиц, застройкой которыми она заведовала, именем Брайана Джонса. К сожалению, Городской Совет ответил в итоге отказом, мотивировав его недовольством жителей будущей улицы по поводу того, что она будет поименована в честь «наркомана». Планам о статуе Брайана, к сожалению, также не удалось сбыться. Фан-клуб собрал гораздо меньшую сумму, чем требовалось, и часть ее ушла на открытие скамеечки возле могилы Брайана. Остальные деньги было решено вложить в бронзовый бюст, более дешевый по своей себестоимости. В том же 2003 г. фан-клуб с согласия теперешнего владельца Котчфорда Алистера Джонза решил компенсировать затраты на воздвижения бюста Брайана продажей плиток из бассейна, в котором он нашел свой последний приют. Можно по-разному относиться к этой идее, но другого выхода собрать деньги на памятник у фан-клуба просто не было.

В июле 2005 г. бюст Брайана наконец-то был открыт в челтнемском торговом центре “Beechwood”. Бронзовая голова Брайана обошлась клубу в 5000 фунтов, а соорудил ее известный скульптор из Экингема Морис Джаггинс. Среди почетных гостей на открытии бюста основателю «Роллингов» присутствовал и Том Килок, сыгравший, как известно, весьма двойственную роль в судьбе Брайана. Билл Уаймен прислал фан-клубу приветственное письмо, в котором сказал, что присутствовать на данном мероприятии не сможет, но искренне пожелал энтузиастам удачи.

В конце 2005 г. на экраны вышел долгожданный фильм о жизни и смерти Брайана “Stoned” режиссера Найджела Вули с Лео Грегори в главной роли. В качестве основы для сценария была выбрана не лучшая книга о Брайане — “Who Killed Christopher Robin?” Терри Роулинса. Рабочим названием ленты было “The Wild And Wycked World of Brian Jones” («Дикий и грешный мир Брайана Джонса»). Львиную долю музыки в фильме исполнил американец Мэтт Трайбер со своей группой. Получившийся фильм оказался весьма спорным. Можно долго рассуждать о том, похожи ли внешне или не похожи на своих реальных прототипов его герои — но главное в нем, на наш взгляд, так и осталось за кадром. “Stoned” представил зрителям стереотипный образ Брайана — прожигателя жизни и вообще малосимпатичного человека, избивающего Аниту, ссорящегося с Миком и Китом безо всякого повода, и т.д. Его творчество, а также многие важные факты его жизненного пути, характеризующие Брайана как личность неординарную и сложную, были освещены весьма слабо. Неудивительно, что особого резонанса фильм не получил.

Однако это был не единственный художественный фильм, в котором можно было увидеть Брайана Джонса. Еще в 2003 г. в британской ленте о Джими Хендриксе “My Dinner With Jimi” (режиссер Билл Фишман) в одном из эпизодов также предстает образ Брайана (актер Джей Майкл Фергюсон). К сожалению, на экране его можно увидеть не более 15 минут, поэтому сказать о том, точно ли раскрыт образ Брайана или нет, не представляется возможным.

В июле 2006 г. фан-клуб Брайана торжественно вручил челтнемской средней школе Пейта переходящий Серебряный Кубок, которым должен будет отныне награждаться лучший юный музыкант из числа учащихся школы. Годом раньше аналогичный кубок был вручен и администрации начальной школы Дина Клоуза. В декабре 2006 г. Дэвид Рейнольдс сотоварищи решили, что их клуб добился всех своих целей, и официально заявил о прекращении его деятельности. К тому времени лондонец Тревор Хобли уже 3 года вместе с некоторыми из бывших членов челтнемского клуба руководил деятельностью нового фан-клуба Брайана. Вплоть до 2010 г. он также издавал свой журнал, выпуск которого в конце концов пришлось свернуть из-за его неокупаемости. Тревор Хобли был одним из главных инициаторов в вопросе повторного открытия дела о смерти Брайана Скотленд-Ярдом; он собрал обширное «досье», и в 2005 г. полиция даже заново обследовала Котчфорд. В конце концов Хобли пришла в голову безумная идея эксгумировать тело Брайана на предмет нахождения на нем следов насильственной смерти, так как он выяснил по своим каналам, что оно было забальзамировано. К счастью, его планам не суждено было сбыться — осенью 2010 г. Скотленд-Ярд ответил на просьбу его инициативной группы категорическим отказом. Он был мотивирован отсутствием «улик, указывающих на возможность преступления».

28 января 2011 года старейшая челтнемская группа “The Ramrods”, в составе которой Брайан начинал свою карьеру, дала в городском театре “Bacon” финальный в своей истории концерт по случаю 50-летия со дня основания. Все ее музыканты отлично помнят юного и еще здорового телом и душой Брайана, и его дух незримо присутствовал на этом концерте.

Добавить комментарий